Циклокросс

 

Cyclocross-logo

Всем привет!

В данной статье мне хотелось бы рассказать о своём любимом классе велосипедов — о циклокроссе. Циклокроссовый велосипед, который так же называют велокроссовым (cyclocross, CX, CCX, cyclo-X, cross, ЦК, суслик :) ), весьма популярен за рубежом, где циклокроссовые гонки проходят регулярно. Для России, циклокросс довольно редкий велосипед, и подавляющее большинство велосипедистов об этом велосипеде даже не слышали. В данной статье я расскажу, что же такое циклокросс, каковы его особенности, и кому он может понравиться.

Прежде чем начать разговор о самом велосипеде, следовало бы разобраться с дисциплиной циклокросс. Итак, циклокросс — кольцевая гонка на велосипедах, длина круга небольшая, и составляет в среднем 2,5-3,5 км, по времени гонка длится от получаса до часа, проводится обычно в осенне-зимний период. Трасса для циклокросса сложная, главным образом она состоит из грязи, травы, песка, корней и не проходимых верхом на велосипеде препятствий, для преодоления которых гонщику приходится спешиваться и преодолевать препятствия неся велосипед на себе. Многие описывают циклокросс как соревнование, где половину времени ты едешь на велосипеде, а вторую половину велосипед едет на тебе :). На соревнованиях разрешается получать техническую помощь и менять велосипед в случае выхода его из строя.

Чтобы увидеть то, что здесь написано более наглядно, я прикреплю в статью пару видео роликов, первый, непосредственно с соревнований этого года, а второй, старенький, нарезка моментов из соревнований:

Разобравшись с тем, что же из себя представляет дисциплина циклокросс, перейдём непосредственно к рассмотрению велосипеда, который используется для данной дисциплины и который интересен сам по себе, а не только в рамках соревнований.

 

Что же представляет из себя циклокроссовый велосипед? Циклокросс — это что-то среднее между шоссейником и МТБ, для визуальной демонстрации я просто выложу фото. Вот типичный циклокроссовый велосипед (на фото в заголовке он же):

CX-фото-1
Все фото в статье кликабельны, при нажатии открываются в новом окне в большем разрешении.

CX-фото-2

Это мой Giant TCX, и большинство, посмотрев на эти фото, скажут, что это  шоссейник на злой резине, и отчасти они будут правы, но в статье хотелось бы остановится на отличиях более подробно.

 

От МТБ велосипеда циклокроссу достались:

  • Злые покрышки — несмотря на то, что ширина резины на циклокроссе составляет в среднем 30-35 мм, рисунок протектора используется внедорожный, и многие производители покрышек выпускают одинаковые покрышки для МТБ и циклокросса.
  • Педали — несмотря на то, что каждый в праве поставить любые педали, которые только захочет, большинство использует в циклокроссе именно контактные МТБ педали, которые, в отличии от шоссейных, меньше подвержены забиванию грязью и имеют большую степень свободы для встёгивания.
  • Тормоза — в циклокроссе используется 2 типа тормозов: кантилеверные и дисковые (механические и гидравлические). Что первые, что вторые, в отличии от шоссейных клещей, имеют куда меньший шанс выйти из строя из-за попадания в них грязи или веток.
Канти-1
Кантилеверный тормоз Avid Shorty Ultimate.
Канти-2
Кантилеверный тормоз Avid Shorty Ultimate.
Диск-1
Дисковый тормоз Hayes CX Expert (механика).

От шоссейного велосипеда циклокроссу достались:

  • Колёса — в циклокроссе, как и в шоссе, используются колёса 28″, более того, обода, спицы и втулки, в большинстве случаев, тоже используются те же, что ставят на шоссейные велосипеды. Правда последнее время, с появление дисковых тормозов на ЦК, всё чаще можно встретить модели, которые используют колёса от «найнеров», и скорее всего, эта тенденция будет только расти. Главным отличием установки колёс от «найнера» против колёс от «шоссейника» является минимально допустимая ширина покрышки, и если на шоссейные колёса можно без проблем установить 23мм шоссейные слики, то на «найнерские» колёса минимально допустимая ширина покрышки будет составлять 28мм. Возможно, в будущем что-то измениться, но пока так.
  • Руль — используется «баран».
  • Рама — несмотря на различия в геометрии, циклокросс используется схожую с шоссейным велосипедом раму, как по внешнему виду, так и по характеристикам. Об отличиях будет написано дальше.
  • Трансмиссия — в циклокроссе используются именно шоссейные группы оборудования (tiagra, ultegra, rival, red и т.д), а не МТБ группы. Бывает конечно, что встречаются какие то компоненты из МТБ групп, но такое бывает крайне редко и обычно на совсем бюджетных моделях.

 

Теперь об отличиях (в сравнении с шоссейным велосипедом, отличия от МТБ итак понятны) :

  • Рама. Верхняя труба практически всегда параллельна земле, в то время как на шоссейных велосипедах верхняя труба часто имеет наклон. При равной ростовке, верхняя труба на цилокроссе будет короче, но при этом колёсная база (расстояние между центрами колёс) будет больше, связано это с тем, что, во-первых, в циклокроссе используются более длинные задние «перья» рамы (чтобы можно было поставить более высокую покрышку, и увеличить расстояние между колесом и рамой, дабы налипшая грязь не затрудняла движение колеса), а, во-вторых, другой (меньший) угол наклона рулевого стакана и вилки, что способствует лучшей управляемости на не высоких скоростях. Вилка тоже немного другая, спроектированная так, чтобы расстояния от «ног» вилки до колеса были больше, опять же для того, чтобы налипшая грязь и ветки меньше мешали вращению колеса. Более наглядно отличия можно посмотреть на примере ниже, я взял модели 2011 года компании Giant, так как у них была похожая расцветка :)
Шоссейный велосипед Giant TCR.
Шоссейный велосипед Giant TCR.
Циклокросс-TCX
Циклокроссовый велосипед Giant TCX.
  • Трансмиссия. Несмотря на то, что используется одинаковые оборудование, передаточные отношения в цилокроссе используются немного другие, нежели в шоссейнике. В цилокроссе чаще всего используют систему 46-36, в то время как в шоссе используется 53(52)-39, а кассета в цилокроссе чаще всего установлена 12-28, в то время как в шоссе чаще используют кассету 11-25. Так же, как на циклокроссе, так и на шоссейнике можно встретить систему компакт 50-34 (как на первых фото), но это так скажем более универсальная система, а не «чистокровная» :)
  • Колёса. Хоть колёса и идентичны, для циклокросса часто используют дополнительное уплотнение во втулках, для того, чтобы внутрь меньше попадала грязь.
Втулка заднего колеса Fulcrum Racing CX Quattro.
Втулка заднего колеса Fulcrum Racing CX Quattro.

Особенностями именно циклокроссового велосипеда являются:

  • Дополнительные тормозные ручки, их ставят не на все модели, и большинство производителей от них отказались, но тем не менее, ещё можно встретить циклокроссы с этим аксессуаром. Используются они для того, чтобы в прямом хвате, сверху руля, в котором удобнее проходить некоторые участки, была возможность притормозить.
Доп.-тормозные-ручки-1
Дополнительные тормозные ручки.
Доп.-тормозные-ручки-2
Дополнительные тормозные ручки.
  • Тросики не проходят под верхней трубой, они проходят либо над, либо спрятаны внутри рамы. Это сделано для удобства переноса велосипеда на плече на непроезжабельных участках.

 

Ну что же, с самим велосипедом мы познакомились, теперь перейдём к отличиям, которые становятся заметны во время эксплуатации:

 

Сравнение с МТБ (знаком (+) показаны преимущества, знаком (-) показаны недостатки, знаком (=) показано равенство):

  • (+) При условии одинаковой физической подготовки и уровня раскатки, в условиях шоссе, велосипедист на циклокроссе будет иметь среднюю скорость на 3-5 км/ч выше, чем велосипедист на МТБ. Неоднократно проверено, там где циклокроссер по прямой спокойно держит скорость 30-35, там люди на МТБ едут почти на пределе, когда циклокроссер ускоряется до 40, человек на МТБ отстаёт.
  • (+) Учитывая меньший (в большинстве случаев) вес (средний ЦК весит около 9,5-10 кг, когда как средний МТБ весит 11,5-12,5 кг), с циклокроссом  легче проходить пешком непроезжабельные участки (канавы, густые леса, глубокий песок).
  • (=) Грунтовые участки проходятся так же, как и на МТБ, отличий никаких, а вот грязь и неглубокий песок, на циклокроссе нужно проходить на скорости, чтобы колёса разрезали мягкий слой и велосипедист ехал по твёрдому без заносов. На МТБ такие участки проходятся несколько иначе, за счёт малых передач можно «грести», а за счёт широких покрышек велосипед не будет тонуть в песке и проедет поверх него. Мелкие неровности у МТБ «съест» вилка, на циклокроссе же они слабо будут ощущаться за счёт большего диаметра колёс.
  • (-) Сложные технические участки (корни, камни, глубокий песок), на циклокроссе в большинстве случаев не проезжабельны, и там, где человек на МТБ (при условии, что вилка не ригид) сможет проехать, а на двухподвесе и вовсе «пролететь», там человеку на циклокроссе придётся либо идти пешком, либо ехать очень медленно, попутно смягчая все препятствия руками и ногами, из-за чего будет быстро накапливаться усталость.
  • (-) В сравнении с классическими 26″ МТБ, у циклокросса меньше манёвренность на технических участках, а за счёт более узкого руля, меньше контроль, один чересчур резкий поворот руля, и ЦК может уйти в занос.

Сравнение с шоссейником:

  • (+) Любые грунтовые участки проходятся НАМНОГО лучше. Там где шоссейник постоянно норовит соскользнуть в колею и увязнуть даже в незначительной грязи и песке, там циклокросс проезжает вообще без проблем.
  • (-) На шоссе, при условии одинаковой физической подготовки и раскатки, велосипедист на шоссейнике будет иметь среднюю скорость на 2-3 км выше, чем велосипедист на «суслике», это связано с меньшим весом шоссейного велосипеда и типом покрышек. Если на циклокросс поставить шоссейные слики, и сам циклокросс будет одного класса (веса и обвеса), что и шоссейник, тогда только очень опытный велосипедист сможет почувствовать разницу. Только вот есть одно НО, какое именно, читайте следующий пункт.
  • (-) При равном «обвесе», циклокросс почему то всегда стоит дороже шоссейника. По-этому, если планируется «обуть» ЦК в шоссейные слики, и кататься по шоссе, лучше сразу купите шоссейник, сэкономите прилично денег, или за те же деньги купите велосипед на уровень выше.

 

И вот тут то как раз велосипедисты и разделяются на 2 лагеря. Первые говорят, что циклокросс — это недобайк и недошоссер, мол он по внедорожью проиграет МТБ, а по шоссе проиграет шоссейнику. Вторые наоборот, говорят, что циклокросс — это перебайк и перешоссер, по шоссе он заметно быстрее, чем МТБ, а по грунтам НАМНОГО лучше шоссейника, который в принципе по грунтам вообще бесполезен. Есть ещё третья категория людей, которые согласны с первой, только если у людей первой категории обычно есть и МТБ и Шоссе, то люди третьей категории имеют что то одно, при этом на втором они если и катались, то пару минут, а циклокросс максимум видели издалека, но при этом рассуждают о его бесполезности на уровне профи :).

Какое из этих мнений верное, первое или второе? Это каждый сможет решить для себя сам ТОЛЬКО ПОПРОБОВАВ все 3 типа велосипеда. Естественно, человек, который участвует в шоссейных гонках на про уровне, он и без проб скажет, что ЦК хуже шоссейника, и будет прав, точно так же и профессиональные гонщики Кросс-Кантри, для которых МТБ будет лучшим выбором. Мнение же человека, который катается на любительском уровне, мало что значит, и что самое главное, совершенно не приблизит Вас к пониманию, подходит ли именно Вам циклокросс.


Личное мнение:

Для меня, Циклокросс — это перебайк и перешоссер :). В условиях городских дорог и близлежащих к городу полей, поселений, лесов и т.д., циклокросс является отличным выбором. Он позволяет по шоссе быстрее доехать до нужного места, и не подведёт, когда какую то часть участка нужно проехать по бездорожью. У меня были и МТБ, и шоссейник, и одновременно МТБ + шоссейник, но для себя я понял, что после шоссейника я не могу ездить на МТБ (он ужасно не удобный и медленный), но желание иногда прокатится по лесу всё-таки есть, именно по-этому, мой выбор — ЦК.


 

Подводя итог, хотелось бы выделить категории людей, которым бы подошёл циклокроссовый велосипед:

1. В первую очередь, это конечно же спортсмены, которые участвуют в одноимённой дисциплине.
2. Среди любителей, это люди, которые любят шоссе, но которым иногда хочется прокатиться по бездорожью (леса, поля), при этом чувствовать себя комфортно в обоих «стихиях».
3. Люди, которые используют велосипед как транспорт (поехать на дачу, на речку и т.д). Для таких людей ЦК будет удобен потому, что бОльшая часть пути будет проходить как раз по шоссе, а под конец возможно будет бездорожье.
4. Туристы (асфальтовые) и рандоннёры (люди, которые участвуют в бреветах).

Ну и категории людей, которым данный тип велосипеда не подойдёт:

1. Спортсмены, которые катаются в дисциплинах, отличных от циклокросса. ЦК ни в коем случае не замена шоссейнику в шоссейной гонке, кантрийному МТБ в дисциплине кросс-кантри и т.д. Имеется ввиду профессиональный уровень, на любительском уровне ЦК на шоссейных сликах вполне может заменить шоссейник.
2. Люди, которым нужен велосипед для городской езды. Из-за низкой посадки, и как следствие уменьшенного угла обзора, а так же отсутствия амортизаторов (по бордюрам не попрыгать), данный велосипед плохо подходит для города.
3. Туристы, которые собираются путешествовать в горной местности или по бездорожью.

 

Те люди, которые всё-таки решили, что циклокросс, это то, что им нужно, а так же те, у кого есть какие-то вопросы по этому велосипеду, вступайте в группу вконтакте:

http://vk.com/cyclocross_bike

 

Спасибо за внимание, если есть вопросы, задавайте в комментариях на сайте, в группе вело-фото вконтакте или в группе циклокросс, ссылку на которую я дал выше.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:
  • Александр

    Спасибо за статью. Рассказано грамотно и обстоятельно. Я раньше мало знал о циклокроссах.

  • anton z

    Спасибо за статью…. очень четко рассказано (для новичка) и выводы вполне понятные… остался один вопрос: чем суслик от гибрида отличается(кроме барана)? и применимы ли многие плюсы циклокросса к гибриду?

  • Катя

    Есть Шоссе. Вел очень удобен. Минус- непривычно ездить и первое время болит спина. Плюс- офигевшие лица водителей,когда ты едешь на веле под 70 км.ч и обгоняешь их) Меня даже гаишники за превышение в 20 км останавливали) . На нем мне нравиться ездить

  • Михаил

    Нравиться мне циклокросс, но есть вопросы, в статье есть описание когда циклокросс обувают в слики что бы приблизиться к шоссеру, а если на оборот на шоссер одевают пошире резину для комфорта (если конечно влезает) приближается он к циклокроссу? Я катаю 95% процентов в сухую погоду и по шоссе и немного по твердым грунтам (т.е. большие грязевые зазоры не нужны), так ли нужен циклокросс (все банально упирается в деньги, шоссер дешевле)? Как Вы думаете?

    • На шоссейник не получится установить резину пошире (за редким исключением). Там ни клещи не дадут поставить особо широкую резину, ни ширина пролёта между покрышкой и вилкой. Да и перья на шоссейнике обычно такой длины, что колесо с шоссейной покрышкой стоит буквально в нескольких миллиметрах от подседельной трубы.

      • Михаил

        Присмотрел на чайнике себе велосипед Fuji впереди и сзади дисковые тормоза, наклонная рама и позиционируют они его шоссер, если смотреть по фотографии то видно что зазор между рамой и покрышкой где то 1,5-2 см, фото вилки к сожалению нет, на нем стоят 28 слики, но думаю 30 резина тоже влезет, а это как раз тот размер с кототорого начинается циклокроссовая резина. Или все таки не морочится поднакопить и купить нормальный циклокросс….

  • ambermanity

    Здравствуйте. Спасибо за статью. Не подскажете, какой максимальной ширины подойдут циклокроссовые покрышки на классический шоссейник с колесами fulcrum quattro и клещевыми тормозами tektro 521?

    • Скорее всего 28мм — это максимум. Но в любом случае нужно пробовать, зависит ещё от длины задний перьев, на некоторых шоссейниках «просвет» между задним колесом и подседельной трубой составляет буквально 1-2мм, если одеты 23мм покрышки.

  • Che

    <> Ну неееет! Аморт при езде в городе не нужен вообще, он только мешает!

  • Толя

    шоссера не было. был мтб и гибрид. и я счастлив, что купил циклокросс :)
    я тут думаю кому какая езда нравится. если, чисто город и дороги у вас как гладиальная доска, то выбор шоссер. если предпочитаете лес,горы,грязь, то мтб.
    а если у вас город и дороги с дырами и всему тому подобное, то выбор циклокросс :)

  • Vortexian

    А мне на циклокросс в итоге показался идеальным аппаратом для города на теплый сезон. Проехал многие тысячи на кантрийнике (сейчас переоборудовал его для зимы — одна звезда спереди, коротколапый переключатель сзади, шипованная резина, «тракторные» передаточные отношения), пробовал на шоссейнике (в сумме по городу — около 200 км), сейчас езжу на циклокроссе (уже около 3 тысяч км за 2 года).

    +Первое и главное — можно поставить достаточно объемные покрышки (сейчас использую 32мм Schwalbe Marathon Supreme). Хотя в прошлом году Kona и Specialized уже представили бреветно-городские аппараты с компактной системой, немного удлиненными перьями (с сохранением низкой каретки), дисковыми тормозами и просветом под покрышки до 45мм. В общем — если объезжать водостоки, не лезть в квадроциклетные замесы и не пытаться сидя штурмовать бордюры — езда получается весьма комфортной. А на погонять — всегда можно поставить 23мм шоссейную резину.
    +Второе — ручки-повторители — всегда можно взяться верхним хватом и осмотреться — в городе это незаменимо.
    +Третье — руль-баран. Я бы его и на кантрийник поставил, если бы не гидравлика. Много хватов, руки не устают, намного легче сохранять прямолинейность движения, чем на кантрийной «палке», меньше шансов не пролезть между машин и сложить кому-нибудь зеркало. ;-)
    +Четвертое — таки скорость.
    +Пятое — высокая каретка и малый вес — позволяет легко штурмовать 20-25см бордюры, по мне — намного легче, чем на кантрийнике, только спрыгивать нужно аккуратнее.
    +Шестое — на подавляющее большинство циклокроссов штатно ставятся полные крылья, весьма полезные в городе.

    Теперь о минусах:
    -Тормоза — по возможности берите дисковые. Кантилеверы, конечно, можно довести до уровня «вроде тормозит» с помощью хороших колодок вроде KoolStop Salmon, но они все равно проигрывают хорошим шоссейным «клещам», не говоря уж про дисковые. С родными колодками (особенно Avid) и магазинной настройкой — они попросту опасны.

    -Шоссейная кассета создает затруднение на затяжных подъемах. Во мне, например, 120 кило и привычный каденс у меня 88-90 — обеспечить комфортный каденс на скорости меньше 14 км/ч не получится, а иногда хочется. Решение — брать изначально байк на оборудовании SRAM и ставить назад горную кассету и горный переключатель SRAM — тогда можно добиться даже передаточного числа 1:1. С Shimano подобный фокус не пройдет.
    -Высокая каретка и 28 колеса заставляет намного аккуратнее работать весом, чем на шоссейнике — я бы сказал, что это самый неустойчивый тип велосипеда, соперничающий разве что с найнерами больших ростовок.
    -Прибавляя к предыдущему пункту тонкую резину и жесткую вилку — езда на циклокроссе требует большой концентрации внимания — «убившись» после интенсивного 70км заезда или возвращаясь домой после тяжелого рабочего дня — убраться намного проще, чем на кантрийнике. Хотя к шоссейнику это тоже относится.

  • Александр

    Доброго времени суток!
    Большое спасибо за статью, моя вера в велокроссовый вел укрепилась. Сам недавно приобрел такой, правда начального уровня FORWARD 2260. Езжу по городу (т.к. работаю курьером), и если честно, то стало удобнее маневрировать в плотном потоке авто и ускорение + скорость стала выше до этого гонял на MTB, на котором для удобства уменьшил руль до 500 мм. Да — жестче, но это дело привычки.

  • Sanek

    Здравствуйте, спасибо за статью, возник небольшой вопрос. Из-за того, что ЦК используется по бездорожью, а колёса на нём стоят всё-таки шоссейные, не приходится ли после каждого катания ровнять восьмёрки на колёсах?

    • Игорь Гончаров

      Добрый день, спасибо за отзыв! Несмотря на то, что шоссейные колёса внешне кажутся менее прочными, на деле они не уступают МТБ колёсам (ну если не рассматривать тяжеленные колёса для дёрта), и «восьмёрки», если и появляются, то не чаще, чем на МТБ, при условии, что ЦК будет использоваться со «злой» резиной. На шоссейных сликах, лучше кататься не агрессивно, на 23мм клинчерах, которые накачаны до 100-110 psi, шанс появление «восьмёрки» значительно вырастает, впрочем это не должно быть проблемой, т.к. подобные покрышки изначально рассчитаны совсем на другой стиль катания.

  • Иван

    Отличная статья. Спасибо. Кстати, а почему ЦК называют «суслик«? :)

    • Игорь Гончаров

      Спасибо за отзыв, Иван. «Суслик» называют из-за созвучного начала в слове CYCLOCross =)