История велосипедных компаний Campagnolo, Shimano и Sram.

History-Logo-2

Добрый день!

Идея создания данной статьи родилась спонтанно. Изначально планировалось написать статью о велокомпонентах, но по мере написания статьи, и уточнения некоторых моментов у опытных людей, была подкинута мысль, что не плохо было бы написать в статье краткую историю компаний, так сказать для полноты обзора, данная идея была принята положительно. Но по мере написания материала, стало понятно, что история компаний по объёму выходит больше, чем основная статья :) , и тогда было принято решение сделать отдельную статью по истории 3х крупнейших компаний в велоиндустрии: Campagnolo, Shimano и Sram. Вот так и родилась эта статейка.  Писать буду именно в указанной последовательности, просто именно так компании стоят в алфавитном порядке. Поехали.

 

Campagnolo

Campa-Logo

Campagnolo — Итальянская фирма, основанная в 1933 году Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).

Туллио Компаньоло
Туллио Кампаньоло

Туллио родился 26 августа 1901 года, в 20 лет он начал свою карьеру велогонщика-любителя. Спустя 6 лет, 11 ноября 1927 года, когда Туллио участвовал в велогонке Gran Premio della Vittoria, которая проходила через горы, покрытые снегом, ему потребовалось перекинуть заднее колесо, чтобы сменить скорость, но, из-за того, что всё примёрзло, и его руки тоже сильно замёрзли, у него это не вышло сделать, из-за чего он потерял шанс на победу, но во время попытки снять заднее колесо, он пробормотал про себя 5 слов, которые изменили весь велоспорт:

«Bisogno cambia qualcossa de drio!»

«Сзади что-то должно измениться!»

Приехав домой, Туллио начал мастерить механизм, для быстрого снятия заднего колеса, и в конце концов изобрёл первый эксцентрик, патент на который был получен 8 февраля 1930 года, этот патент стал первым из более чем 135 патентов, выданных впоследствии фирме Campagnolо. Спустя 3 года, когда всё было подготовлено к производству, в помещении склада лавки своего отца, Туллио начинает производство эксцентриков под маркой Campagnolо.

В 1940 году, Туллио нанимает своего первого работника Энрико Пиколло, а в августе, появляется в продаже система перекидывания цепи с одной звезды на другую, для изменения передаточного числа. На тот момент всё производство было ручным, что требовало больших затрат времени и средств. Спустя 7 лет, в 1947 году, компания начинает экспорт запчастей.

Система перекидывания цепи.
Система перекидывания цепи.

Принцип работы данной системы заключался в следующем:

Один рычаг освобождал колесо от затяжки, а второй перекидывал цепь, далее первый рычаг затягивал колесо. Никакого натяжителя цепи в то время не было, по-этому цепь всегда была немного провисшая и бралась с запасом длины.

В 1950 году, компания Campagnolо разработала задний переключатель Gran Sport, который использовал 2 тросика для управления, один перемещал цепь с малой звезды на большую, а другой возвращал цепь с большой звезды на малую.

В 1951 году, для возвращения переключателя в исходное положения начали использовать пружину.

В этом же году, новый переключатель получает название Paris Roubaix, а численность фирмы насчитывает уже 123 сотрудника.

Переключатель Paris Roubaix
Переключатель Paris Roubaix

В этом же году  Gran Sport получает широко распространение в среде профессионалов. Переключатели Gran Sport приносят простое и надёжное переключение в массы, а т.к. управление переключателем происходило с помощью тросиков, то вместе с ними появляются и первые в мире манетки.

В августе 1953 года появилась модифицированная версия переключателя Gran Sport, а так же появились первые легкосплавные втулки с конусами из легированной стали. В декабре был представлен первый в мире передний переключатель Sport. К концу года, каталог продукции включал в себя задние переключатели Corsa, Paris-Roubaix, Gran Sport, передний переключатель Sport, тормозные ручки, тормоза, манетки, выносы, эксцентрики, втулки, конуса, флягодержатели, головки насосов под ниппель presta, ключи и т.д.

Дальше история сводится к представлению нового оборудования, по-этому будет краткое описание, просто год, и что представлено:

 

  • 1956 — появляются педали Gran Sport с туклипсами, стальными шипами и ремешками. В этом же году выходит подседельный штырь новой конструкции, а так же новая группа Gran Sport, которая уменьшается в размерах и массе. Так же появляется новый передний переключатель Record параллелограммной системы.
  • 1958 — каталог содержит группу Record, включающую тормоза-лягушки Record и тормозные ручки Gran Sport, стандартную и широкую втулки Record, подседельный штырь, передний переключатель и педали. Так же в каталоге была группа Grand Sport, включающая передний и задний переключатели Record.
  • 1961 — Начинается выпуск систем шатунов Strada triple и Cyclocross. Выходит версия модернизированной группы Gran Sport, которая теперь может работать с новым шестерником.
  • 1963 — Представлен новый задний переключатель с полностью пересмотренной конструкцией блока роликов и изменением точки его крепления. Переключатель предназначен для 6-ти ступенчатой передачи.
  • 1967 — Выходит легкосплавная группа Nuovo Record, а так же тормозные ручки и втулки стандартного широкого диаметра, педали, подседельный штырь и вынос Record. Премьера тормозов Record.
  • 1969 — Обновление группы Record, трековые педали Gran Sport, система Record на три звезды и каретка к ней.
  • 1971 — Суперлёгкие педали и подседельный штырь Record. Так же выходит и система чистки цепи и звездочек.
  • 1973 — На смену группе Record приходят две новых группы: Super-Record Road и Super-Record Track. В группах широко применяется титан. Появляется новая цепь Super-Record с повышенным рабочим ресурсом и низким весом, а так же перфорированные тормозные рычажки.
  • 1975 — Туллио Компаньола становится членом мировой ассоциации производителей магниевой продукции.
  • 1978 — Разработана новая модель заднего переключателя, который работает в другой плоскости, в конструкции использованы композитные материалы. В дополнение к нему создана новая система манеток, которые были встроены в тормозные ручки, так же была кнопка для быстрого переброса цепи на первую звёздочку. В этом же году Туллио Компаньола награждён за Национальным Олимпийским Комитетом за огромный вклад в развитие спорта.
  • 1979 — Представлена модернизированная группа Super-Record, одноболтовый подседельный штырь, новый передний переключатель и первые в истории педали-полуавтоматы. Туллио получает высший титул для итальянский бизнесменов Cavaliere del Lavoro из рук президента Италии.
  • 1981 — Компания выпускает колёса, скомбинированные из титана, алюминия и стали, которые вместо спиц имеют три лапы и дают огромное преимущество в весе, прочности и удобстве, а ещё они очень круто выглядели :)
  • 1983 — Туллио Кампаньола ушел из жизни 3 февраля в возрасте 81 года.
  • 1984  — Новые титановые тормоза.
  • 1986 — Первая в мире каретка-кассета предназначенная для новых шатунов. Представлена 7-ми скоростная передача.
  • 1989 — Компания Campagnolo представила свой первый горный велосипед, его компоненты были гораздо тяжелее и менее технологичными, нежели у Shimano. Впоследствии компания закрыла производство компонентов для горного велосипеда и сосредоточилась только на производстве компонентов для шоссейных велосипедов.
  • 1992 — Представлены переключатели Ergo Power, сочетающее в себе рычаг тормоза и переключения. Группы являлась ответом на серию STI компании Shimano.
  • 1993 — Компания Campagnolo печатает книгу The Giant and the File, которая посвящена жизни Туллио Компаньолы, книга не поступает в публичную продажу, вместо этого, в малом количестве экземпляров расходится по частным коллекциям.
  • 1997 — Представлена 9-ти скоростная группа.
  • 1998 — Представлено новое поколение рычагов Ergo.
  • 2000 — Представлена 10-ти скоростная группа.
  • 2001 — Начат выпуск компонентов из углеродного волокна.
  • 2004 — Начинается выпуск шатунов из карбона.
  • 2006 — Выпуск полых шатунов и внешних подшипников.
  • 2008 — Представлены 11-ти скоростные группы Record, Super-Record и Chorus.
  • 2011 — Первая электрическая 11-ти скоростная группа Super-Record была использования командой Team Movistar в гонке Tour de France. Компания Fulcrum, принадлежащая Campagnolo начинает производить колёса совместимые с кассетами как Campagnolo, так и Shimano.

  

 

Shimano.

shimano-logo

Shimano, Inc. — Японская компания, основана в феврале 1921 года человеком по имени Шозабуро Шимано (Shozaburo Shimano). Компания одна из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов и рыбалки. Штаб-квартира находится в Осаке.

Шозабуро Шимано
Шозабуро Шимано

При основании в 1921 году компания называлась Shimano Iron Works.  Первым продуктом компании была трещотка (freewheel) для односкоростного велосипеда, которая выпускалась под маркой «3.3.3». Товар на  был очень популярен и отправлялся на экспорт в Китай.

К 1940 году капитал компании составлял уже порядка 1.5 млн йенн, а из-за того, что Shimano стала компанией, её название меняется на Shimano Iron Works Co., Ltd, а Шозабуро Шимано становится её первым президентом, объёмы производства трещоток к этому году составляли уже около 1 млн. единиц в месяц. В 1946 году Shimano начинает производство готовых велосипедов. К 1948 году капитал компании, успешно восстановившейся после 2й Мировой Войны (при бомбёжке было разрушено около 30% производственных мощностей) составлял уже 6 млн йенн, а спустя 3 года, достиг 48 млн. йенн и компания была переименована в Shimano Industrial Co., Ltd.

Спустя 5 лет, в 1956 году, компания Shimano начинает производство своих первых внешних переключателей скоростей, и первые велосипеды с такими переключателями имели 10 скоростей, а в 1957 году, начинается производство внутреннего переключения скоростей, свет увидела втулка с планетарной системой переключения скоростей на 3 скорости, в том же году начались исследования холодной ковки.

И здесь, я думаю, будет не лишним немного пояснить, что же такое внешнее и внутреннее переключение скоростей:

— Внешнее переключение скоростей, это именно те переключатели, которые все мы привыкли видеть на велосипедах, эти переключатели ещё называют «классические». Состоит переключение из заднего и переднего переключателя, кассеты, системы, ну в общем понятно :).

— Внутреннее переключение (планетарная втулка), механизм более сложный, смысл его заключается в том, что все «звёзды» находятся внутри втулки, в настоящее время подобные механизмы применяются в основном на дорожных велосипедах. Преимуществами такого переключения являются высокая надёжность и долговечность, стойкость к неблагоприятным условиям эксплуатации, возможность переключения передач стоя на месте, простота в обслуживании (нужно только время от времени подтягивать тросик), недостатками же является вес, сильное трение узлов, приводящее к затруднению движения и сложность (практически не возможность) ремонта в полевых условиях. Большинство планетарных втулок имеет встроенный ножной тормоз.

planetar
Внешний вид современной планетарной втулки.

Годом позже были основаны первые сервисные центры в Японии. А президентом компании становится один из трёх сыновей Шозабуро — Шозо Шимано (Shozo Shimano). К 1960 году Shimano освоила технологию холодной ковки, что позволило увеличить прочность деталей, а годом позже в 1961 году., на выставке International Toy and Cycle show в Нью-Йорке, планетарная втулка Shimano произвела сенсацию, и ещё через год Shimano начала продажи своей продукции в Северной Америке.

Спустя 3 года, в январе 1965 года компания открывает дочернюю корпорацию в Америке (Shimano American Corporation) и в том же году выходит на Европейский рынок, примерно в это же время компания внедряет технологии холодной ковки металла в глобальную автоматизацию. К 1967 году капитал компании составляет уже 350 млн. йенн, а в 1969 году компанией разработан гидравлический тормоз.

В 1972 году  открывается официальное представительство Shimano Europe GmbH в Дюссельдорфе, Западная Германия. Годом позже Shimano выпускает свою легендарную серию шоссейных компонентов — Dura Ace.

Дальнейшие 10 лет компания развивается, улучшая качество и производительность своих компонентов, и в 1982 году компания представляет группу оборудования для горных велосипедов Deore XT, а спустя 2 года, в 1984 выпускает новую серию Dura-Ace с системой Shimano Index System (SIS).

1988 год ознаменован тем, что компания начала выпускать велотуфли, а спустя 2 года представлены и педали SPD (Shimano Pedaling Dynamics), в тоже время начинается выпуск STI concept Dura-Ace dual control, т.е. это именно та самая система переключения для шоссейных «пистолетов», которая используется сейчас во всех шоссейных «шифтерах» начиная с серии Claris и до Dura Ace.

В 1991 году компания начинает выпускать топовые сверхлёгкие компоненты для горных велосипедов — серию Shimano XTR. В том же году компания меняет название с Shimano Industry Works на Shimano Inc., которое используется и по сей день.

В 1996 году компания применила технологию использования полых шатунов. Спустя 2 года Shimano представляет девятискоростные группы XTR, XT, LX, а спустя ещё год, технология полых шатунов находит применение  в группах XT, LX, Deore и 105.

В 2000 году представлена планетарная втулка Nexus Inter-З с автоматическим переключением.

В 2001 году президентом компании становится Ёдзо Шимано (Yozo Shimano), который является президентом по сей день.

С 2001 по 2004 год компания расширяет дистрибьюторские сети и выходит на новые рынки, в 2003 году открывается представительство Shimano Eurasia Россия, Москва.

В 2006 году появляется серия DXR, которая предназначена для ВМХ, а так же начат выпуск обновленной серии XTR.

2007 г.  В сериях XTR и Deore XT появляются задние переключатели с технологией Shadow, которая использует более прямой подвод тросика к переключателю и минимизирует трение тросика о «рубашку». Полностью обновляется модельный ряд Deore XT.

В 2008 году происходит полное обновление Dura-Асе  и SAINT, появляется новая серия SLX для all-mountain и кросс-кантри.

В 2009 году увидела свет Dura Ace Di2 — группа оборудования, имеющая цифровое переключение передач.

В 2010 году в серии Shimano XTR начинают применять технологию Dyna-Sys.

2011 год, цифровое переключение передач появляется и в серии Shimano Ultegra.

2012 год, выходит новая группа Shimano Dura Ace 9000.

2013 год, 11 скоростей появляется в группе Shimano Ultegra.

В настоящее время Shimano — крупнейшая корпорация, на которую приходится около 50% всех поставок велооборудования, штат насчитывает около 8000 сотрудников, а выручка в 2013 году составила 2.5 млрд. долларов США.

 

 

Sram

SRAM-Logo

SRAM Corporation была основана в Чикаго в 1987 Стэнли Р. Деем (Stanley R. Day), который ненавидел возиться с переключателями передач на своём велосипеде для триатлона во время тренировок по выходным.

Sram-f
Стэнли Р. Дэй

Дэй происходил из семьи предпринимателя,  его отец был председателем компании Champion Home Builders (чемпионы строения домов). После окончания учёбы Дэй три года работал в компании, которая производила электронные компоненты, называлась она Molex Inc. В 1987 году, во время лыжной поездки в Парк-Сити, штат Юта, он случайно встретил Сэма Паттерсона (Sam Patterson), с братом которого Дэй учился в школе бизнеса в Северо-Западном университете.

Большая часть механизмов «шифтеров» того времени использовала небольшие рычажки, которые требовали, чтобы велосипедист на небольшое время переместил руку с руля для переключения передачи, что создавало большие проблемы во время гонок, особенно по горным тропам, где велосипедист изо всех сил держался обеими руками за руль.

Сэм Паттерсон, живущий в Сан-Диего и работающий на производителя двигателей, был талантливым проектировщиком. Уроженец Эри, Пенсильвания, он закончил ускоренную программу в университете технического института Южной Каролины. Через несколько недель после лыжной поездки, Паттерсон спроектировал новый механизм переключения скоростей (шифтера), который одевался вокруг руля.  Не смотря на то, что эта идея не была новой сама по себе, в дизайн Паттерсона была внесена индикация, т.е. можно было легко переместить указатель на пронумерованную шкалу, и переключатель тут же занимал положение соответствующее определённой скорости.

Дэй собрал группу инвесторов, и летом 1987 года открыл офис в  Фултон — Кэрролл. Дэй стал президентом компании, а Паттерсон был в качестве главы научных исследований. Название компании — SRAM было составлено из имён основателей компании, в том числе и адвоката Скотта Рея Кинга. SRAM — Scott, Ray, and Sam (где Ray — второе имя главы компании Стэна Дэя).  Компания изначально была зарегистрирована как OLLO Bicycle Components, Inc, и только спустя несколько месяцев была переименована. Начальный состав группы был 6 человек.

В январе 1988 года, на выставке Long Beach Show в США, SRAM дебютирует со своим первым продуктом, шифтером DB для шоссейных велосипедов, а в апреле выходит версия CAT-1 для триатлона.

Скотт Молина (Scott Molina) , чемпион Ironman 1988, был среди триатлонистов , которые с энтузиазмом восприняли продукт от SRAM, так же среди людей, воспользовавшихся CAT-1 были Боб Мионске (4е место на олимпиаде в Сеуле) и Кенни Сауза (1е место на чемпионате мира по биатлону). Расположение шифтеров в конце руля оказалось не самым удобным и они были перемещены между грипсами и центром руля. DB шифтеры первоначально шли как комплект дополнительных аксессуаров и их стоимость была  около 120 долларов. Продукт впоследствии превратилась в Grip Shift.

Современный шифтер Grip Shift.
Современный шифтер Grip Shift.

Компания Cannondale начали использовать шифтеры SRAM на своих моделях внедорожных  велосипедов в 1989 году. Пару лет спустя, после того, как новшество от SRAM участвовало на выставках, компании Trek и Speciallized представили Grip Shift в качестве стандартного оборудования для своих гибридных велосипедов.

Велосипедный бизнес компонентов был тогда во власти Японской компании Shimano Inc. у которой была 85-процентная доля на рынке.  Shimano не продавала свои шифтеры и переключатели отдельно, продавала только комплектом, но так было до Калифорнийского антимонопольного иска от SRAM, который был подан в 1991 году , и который был улажен суммой примерно от 3 до 5 млн. долларов.

В 1991 году компания SRAM открывает завод в Тайване, и общая численность компании вырастает до 90 человек. Были представлены шифтеры SRT 300.  На заводе было произведено и отправлено ведущим велосипедным брендам свыше 300 000 наборов SRT 300 Shifters. SRAM начала региональную программу технической поддержки розничных продавцов.  Позже в 1992 году, офис компании открылся в Дортмунде, а через год был  перемещен в Нидерланды, в том же 1992 году была представлена топовая «манетка» Grip Shift SRT 500, а через год представлена версия Grip Shift SRT 500R, на которой Грег Хербольд и Джованна Бонацци выигрывают чемпионаты США и Мира по даунхиллу.

В 1994 году доходы компании составили приблизительно $25 миллионов. Компания отправила два миллиона шифтеров в течение 1994 года и выпустила свой 10 миллионный рычаг переключения,  за 1995 год отгрузки «шифтеров» уже составляют 5 млн. В этом же году Кристиан Тайлефер устанавливает первый мировой рекорд в 187,66 км/ч на велосипеде оснащённом рычагами переключения Power Grip.

К середине 1990-х годов , шифтеры SRAM были установлены по-умолчанию на половине велосипедов, продаваемых в независимых велосипедных магазинах в США и доминировали в гонках кросс-кантри. SRAM также достигла значительного прогресса на европейском рынке , достигнув около 30% доли рынка.

Производство SRAM на заводах в Тайване и Китае шло полным ходом. Компания открыла завод  на 43,560 квадратных футов под Чикаго в 1994 году. В 1995 SRAM открывают свой первый европейский завод в Ирландии. После строительства которого численность работников SRAM насчитывала уже 600 сотрудников, половина из них была в Азии.

В 1995 году SRAM начала продавать свой ​​собственный переключатель передач по технологии ESP, тем самым усиливая конкуренцию с Shimano в верхнем сегменте рынка ( переключатель SRAM был оценен в $ 200 ) .

В 1996 году был продан 25 миллионный набор рычагов переключения SRAM. Инженеры SRAM Сэм Паттерсон и Джон Чивер награждены организацией Intellectual Property Owners Organization за три инновационных патента, впервые в истории велосипедной индустрии.

В 1997 году компания SRAM приобретает легендарную компанию Sachs Bicycle Components, которое к этому времени уже успело сделать: кассеты PowerGlide, технологию прямой прокладки троса переключателя DIRT, втулку Elan на 12 передач, PowerDisc — первые массовые гидравлические дисковые тормоза, а так же специализировалось на производстве цепей для велосипедов. Данное приобретение сделало компанию SRAM второй по величине компанией велокомпонентов в мире, и лидером на европейском рынке по городским велосипедам.

К 2000 году у компании SRAM было 1000 сотрудников по всему миру и были заводы в Тайване, Китае , Нидерландах, Португалии, Германии , Ирландии и Мексике.

В 2001 году немецкий филиал SRAM подал антидемпинговую жалобу в Европейский Союз против соперника Shimano. В то время, на SRAM приходилось 85% производства зубчатых колёс, и число сотрудников выросло до 1200 человек. В тоже время SRAM переехала в новый производственный комплекс, который был площадью 100000 квадратных метров и находился на северной стороне Чикаго. В этом же году были выпущены задний переключатель и манетка Sram X.0, которые быстро завоевали популярность благодаря внешнему виду, продуманной конструкции и применению карбона.

В 2002 году SRAM покупает компанию ROCKSHOX , Inc за $ 5,6 млн. RockShox Колорадо была известна амортизаторами на передних вилках и задними амортизаторами для горных велосипедов. Первая вилка, выпущенная по новым, более высоким стандартам, вышла уже в конце этого года. К концу года выручка  компании составила $ 65 млн.

В 2003 году компания SRAM выходит на шоссейный рынок с кассетами и цепями, а выручка компании к концу года составляет около $ 150 млн. Каталог компании включал уже более 100 позиций.

1 марта 2004 года компания SRAM покупает компанию Avid — лидера на рынке гидравлических и механических дисковых тормозов. Отдел Маркетинга и продаж Avid переезжает в Чикаго. В этом же году SRAM покупает компанию Truvativ, которая приносит в линейку SRAM руль , вынос, подседел и шатуны.

В 2006 году компания SRAM представляет 2 новых шоссейных группы — Rival и Force, многие велосипедисты называют новую систему переключения DoubleTap революцией в шоссейных велосипедах. В том же году компания выпустила новые гидравлические дисковые тормоза Juicy Ultimate, которые включали в себя новейшие технологии и корпус из магния с тормозной ручкой из карбона.

В 2007 году Sram представляет свою топовую шоссейную серию — Sram Red, групсет получается самым лёгким в мире, сочетая в себе все новейшие технологии. Продажи групсета превосходят ожидания компании, оборудование Sram Red устанавливается на велосипедах ведущих мировых брендов. В том же году выпускается новая вилка RockShox SID.

В 2008 году компания Sram завершает сделку по приобретению компании Zipp, производящую колёса для велосипедов. Компания спонсирует лучшую команду по велокроссу Team Fidea. Создаётся фонд, с бюджетом в 10 млн долларов, который будет способствовать пропаганде велоспорта в США, Европе и Азии, а так же решать вопросы политики, которые затрагивают велоспорт и велоиндустрию.

Дальнейшая история компании сводится к выпуску новых групп оборудования (Sram XX, обновлённой X.0), к выпуску групп, с одной ведущей звездой в системе (группы XX1, X1, X01), и улучшению ранее выпущенных групп.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже: