Классификация и назначение велоодежды.

wearlogo

Всем привет!

Наверняка каждый, кто увлёкся катанием на велосипеде, неоднократно видел велосипедистов, одетых во всё обтягивающее, да ещё и разноцветное, и задавался вопросом, зачем это вообще нужно. Данная статья поможет разобраться с тем, зачем нужна велоодежда, назначение каждой вещи, почему она выглядит так, как выглядит, и что из велоодежды неплохо было бы иметь, а без чего можно обойтись.

Сперва выделим то, что характерно для всей велоодежды:

  1. Яркие цвета, светоотражающие вставки. Главная цель яркого цвета и светоотражающих вставок — сделать Вас заметным на дорогое, причём сделать заметным и в дневное, и в ночное время. Многим велосипедистам не нравится эта «петушиная» раскраска, но подумайте, что для Вас важнее, быть смешным в глазах ничего не понимающих прохожих, или безопасность на дороге. Да и в последнее время, появилось много одежды, которая выполнена в спокойных нейтральных цветах, на которой очень минималистично расположены небольшие вставки, делающие Вас заметными на дороге.
  2. Для самых популярных стилей катания, эта одежда обтягивающая. Сделано это для того, чтобы во-первых, сделать теплообмен более эффективным, а, во-вторых, сделать велосипедиста более аэродинамичным.

А теперь приступим непосредственно к обзору велоодежды, будем рассматривать снизу вверх.

Велообувь.

veloshoes
Велотуфли и велокроссовки.

Велообувь можно разделить на 2 типа — под обычные педали, и под контактные педали. Под обычные педали можно использовать практически любую, удобную для Вас обувь, отметить можно лишь то, что обувь обязательно должна плотно сидеть на ноге, и желательно должна иметь плоскую резиновую подошву, которая не будет соскальзывать с педали.  Контактную обувь нужно выбирать исходя из стиля катания, и того, как часто в этой обуви планируется ходить пешком. Для шоссейных велосипедов, часто покупают велотуфли с очень жёсткой (даже карбоновой) подошвой, ходить в такой обуви очень не удобно, зато она наиболее лёгкая, аэродинамичная, и нагрузка при педалировании распределяется более равномерно. Для дисциплин и стилей катания, где предполагаются спешивания (кросс-кантри, циклокросс, фрирайд, обычные покатушки по лесу), идеальным вариантом будут велотуфли, с довольно жёсткой (но не карбоновой) или средней жёсткости подошвой, такая обувь позволит довольно эффективно педалировать, но при этом в ней можно пройти довольно большое расстояние пешком. Для велотуризма или велопоходов, лучше взять велотуфли с довольно мягкой подошвой, или велокроссовки, в такой обуви Вам будет комфортно ходить, а при поездках, за счёт контактного соединения, удастся немного разгрузить суставы.

К контактной велообуви есть одна рекомендация — не экономьте на ней, эта обувь очень живучая, и её легко хватит на несколько сезонов, по-этому, лучше возьмите то, в чём Вам действительно удобно, нежели то, что будет дешевле на пару тысяч, но будет «временным» решением на «первое время», и в чём Вам будет не особо комфортно.

Нужна-ли вообще отдельная велообувь? Однозначно нужна! Во-первых, правильно подобранная обувь для велосипеда поможет Вам ездить с большим комфортом (а в случае контактной обуви и с большей эффективностью), а, во-вторых, если так подумать, она не настолько дорогая (учитывая, насколько её хватает), чтобы не купить её сразу, и «убивать» Вашу повседневную обувь.

Стоит-ли сразу переходить на контакты? Я думаю нет, первый сезон наверно всё-таки лучше покататься на обычных «топталках», а дальше уже решить, какой стиль катания Вам интересен и насколько много и часто Вы катаетесь. Если Вы катаетесь более-менее регулярно, и на расстояния хотя бы 50+ км, однозначно покупайте контакты.

Велобахилы.

Велобахилы.
Велобахилы.

Велобахилы, это своеобразные «чехлы» на велообувь. Велобахилы обычно используются для трёх целей:

  • Утепление, чтобы в прохладную погоду ноги не мёрзли.
  • Защита от ветра или влаги, т.е. использование велобахил в неблагоприятных погодных условиях.
  • Чтобы привести общий вид одежды к единому стилю. Ну или «перекрасить» велообувь в другой цвет.

Бахилы могут быть как для какой-то определённой цели, так и для всего сразу. Решение о покупке бахил нужно принимать исходя из погодных условий, в которых Вы катаетесь, и расстояний, на которые Вы выезжаете. Если Вы катаетесь только в тёплую сухую погоду и на небольшие расстояния, они Вам не нужны. А если Вы любите кататься в любое время года, при любой погоде, или занимаетесь велотуризмом, велобахилы будут для Вас очень полезной вещью, которую желательно приобрести.

Велоноски.

Велоноски.
Велоноски.

От обычных носков, велоноски отличаются материалом, в них обычно используется материал, который «дышит», хорошо впитывает и выводит влагу, и который довольно устойчив к износу.  В принципе, хорошие спортивные носки делают всё тоже самое, но при этом стоят дешевле, и купить их можно практически в любом спортивном магазине. Поэтому, если Вам не нужны носки под цвет формы, и у Вас нет принципа, что нужно обязательно иметь всё специализированное, то покупать велоноски не обязательно.

Велоштаны.

velosht
Велоштаны, велоштаны с лямками и утеплённые велоштаны.

Для чего нужны велоштаны, я думаю каждый догадывается, вопрос в том, чем же обычные спортивные штаны будут хуже, или ещё более интересным будет вопрос, чем хуже будут какие-нибудь беговые штаны, ведь они по виду практически не отличаются от велоштанов. Ответом на эти вопросы будет одно слово — велопамперс.

velopampers
Велопамперс.

Велопамперс представляет собой мягкую нашивку с внутренней стороны штанов, в том самом месте, которым человек сидит на седле. Функций у велопамперса три:

  • Он впитывает влагу, тем самым уменьшает шанс натереть себе бёдра с внутренней стороны.
  • Уменьшает прямой контакт с седлом, тем самым меньше нарушает циркуляцию крови и уменьшает риск передавливания разных каналов.
  • На нём элементарно мягче сидеть, он частично гасит вибрации.

В целом, удобство велопамперса индивидуально, но подавляющему большинству с ним будет комфоротнее, а для людей, которые часто ездят на дальние дистанции, и находятся в седле по несколько часов подряд, велопамперс крайне рекомендуется.

Велоштаны бывают с лямками и без, лямки удобны тем, что штаны держатся лучше и не спадают, но в случае, если Вы захотите в туалет, процедура займёт несколько больше времени.

Велоштаны, это та часть одежды, которую желательно купить как можно скорее, во-первых, это избавит Вас от поисков одежды, которую Вы хотите одеть в поездку, а во-вторых, сделает поездку более комфортной, причём более комфортной даже в том случае, если Вы выберете беговую модель без велопамперса, в любом случае, даже она, как минимум не будет сковывать движения. Впрочем, если Вы катаетесь только в тёплую погоду и не далеко, то особого смысла в велоштанах нету, а если вдруг будет прохладно, на одну выкатку можно одеть обычные спортивные штаны и наколенники, о которых будет рассказано ниже.

Велоштаны так же бывают и утеплённые, они часто идут без памперса, и носятся как обычные спортивные штаны, при этом, чаще всего, такие штаны не обтягивающие.

Велошорты (велотрусы).

veloshorts
Обгятивающие велошорты, обычные велошорты и велотрусы.

Следующая часть одежды, это велошорты, которые по сути дают все те же преимущества, что и велоштаны, только предназначены для езды в более тёплое время. Стоит отметить, что велошорты бывают трёх видов. Первый вид, это обтягивающие велошорты, т.е. верхняя одежда, обычно они сделаны из довольно плотного, но хорошо тянущегося материала, и на них имеются различные надписи, именно они наиболее часто встречаются в продаже в веломагазинах. Второй вид, это обычные велошорты, они внешне выглядят как обычные шорты, но у них может быть подкладка с велопамперсом. Третий вид, это именно велотрусы, это нижняя одежда, поверх которой что-нибудь одевается, обычно они довольно короткие, и сделаны из более лёгкого материала, в продаже их можно встретить довольно редко. Третий вид — это отличный вариант для тех, кому нужны преимущества памперса, но кто хочет использовать обычные шорты или штаны, или хочет использовать велотрусы вместе с утеплённой одеждой. Кроме того, так же, как и велоштаны, велошорты бывают с лямками.

Покупать или нет велошорты, больше зависит от того, сколько времени Вы проводите в седле. Если Ваши поездки это небольшие выкатки по 10-25 км, то особого смысла в велошортах нету, обычные шорты вполне подойдут, если же Вы катаетесь часто и помногу, велошорты, это то, что стоит купить из велоодежды как можно быстрее.

Наколенники.

nakolen
Наколенники и велочулки.

К наколенникам можно отнести 2 вида одежды, непосредственно сами наколенники, которые обычно идут от середины бедра до середины голени, и велочулки, которые идут от середины бедра, и до лодыжек. Назначений у наколенников, как и у почти всей велоодежды, может быть несколько:

  • Защита связок и самого сустава за счёт лучшей фиксации.
  • Защита коленей от холода и дождя (есть наколенники из ветронепродуваемого и водотталкивающего материала).
  • Утепляющая функция, а велочулки, по сути превращают шорты в штаны :), по-этому, если Вы катаетесь только в тёплое время года, лучше будет купить велошорты + велочулки, нежели покупать велоштаны.

Использование наколенников для защиты связок и сустава рекомендуется только после консультации с врачом, т.к. если у Вас болит колено, вполне возможно, что наколенник Вам не поможет, а наоборот, сделает только хуже, из-за того, что ограничит нормальную циркуляцию крови, за счёт передавливания сосудов.

Покупать наколенники стоит только в том случае, когда Вы точно будете уверены, что они Вам нужны.

Джерси (велофутболка, веломайка).

jersey
Джерси с коротким и длинным рукавом, и обычная велофутболка.

Джерси — это по сути велофутболка. Отличительной особенностью джерси является наличие 3х карманов сзади, в которые можно положить то, что нужно в дороге (например телефон, деньги, или какую-нибудь еду), а также их покрой. Джерси используют удлинённый воротник, для защиты шеи от солнца, и удлинённый низ, для защиты низа спины от ветра и солнца, когда велосипедист наклонён при езде. Джерси бывают с длинным рукавом и с коротким, бывают безрукавки. Бывают с короткой молнией, бывают с молнией от верха до низа. Также бывают просто велофутболки, которые не облегают тело, в которых нет задних карманов, и которые вообще сложно отличить от простой футболки, обычно подобные велофутболки используются в более экстремальных видах катания, где нужна не аэродинамика, а свобода в движениях. Выбор джерси сводится либо к тому, что больше нравится (короткая змейка или длинная, расцветка), либо к тому, в какую погоду планируется его использовать (длинный или короткий рукав выбрать, совсем лёгкую модель, или утеплённую). В целом, во время езды, нет большой разницы между спортивной футболкой и джерси, джерси выигрывает наличием карманов, аэродинамикой и лучшей защитой от ветра и солнца, а также тем, что это вещь определённого назначения, и Вам перед поездкой не нужно будет думать, какую из футболок одеть. Чаще всего джерси покупают сразу с шортами, это собственно и есть велоформа.

Стоит ли покупать джерси или нет, сложный вопрос, зависит от многих факторов. Если вы постоянно катаетесь с рюкзаком, задние карманы джерси Вам не нужны, аэродинамика у Вас тоже от рюкзака пострадает, следовательно, в этом случае, покупать джерси смысла нету. Если Вы катаетесь не часто, и не далеко, тоже нет особого смысла покупать отдельную велофутболку. А вот если Вы катаетесь часто, и не хотите каждый раз выбирать, какую бы футболку одеть на покатушку, или же, Вам нужна максимальная скорость и минимум вещей в пути, тогда покупка джерси будет оправданной.

Налокотники.

Велорукава.
Велорукава.

Долго расписывать смысла нет, тоже самое, что наколенники, только на руки. Классификация, назначение, рекомендации к покупке и использованию те же, что и у наколенников. По длине тоже бывают двух видов, просто налокотники и велорукава.

Велокуртка.

kurtka
Велокуртка.

Куртка как куртка, только лёгкая. Аналогично обычным курткам, велокуртки есть утеплённые (рассчитанные на катания до определённой температуры), есть не продуваемые, есть из влагоотталкивающих материалов. Используются по прямому назначению, если планируете кататься только в тёплую погода, велокуртка Вам не нужна.

Перчатки.

Велоперчатки.
Велоперчатки, с короткими пальцами и полные.

Перчатки выполняют несколько функций:

  • Спасают кисти рук от натирания о руль (об грипсы или обмотку).
  • Спасают кисти рук при падении (лучше оставить на асфальте ткань перчаток, чем кожу :) )
  • Впитывают влагу в жаркое время года.
  • Согревают руки в прохладную погоду.

Перчатки бывают с короткими «пальцами», а бывают с длинными, бывают просто перчатки, а бывают с различными вставками, такими как гель с внутренней стороны для смягчения вибраций и повышения комфорта при хвате, или карбоновыми вставками, которые уберегут кисти рук  при падении.

Перчатки — крайне полезный аксессуар, и если Вы только начали кататься на велосипеде, очень рекомендуется их купить, хотя бы самые дешёвые.


З.Ы. Лично я порвал 2 пары перчаток в первый год после покупки велосипеда, причём обе пары порвались от падений, третья пара перчаток жива до сих пор, вот уже 4 года, одеваю я правда их только в прохладную погоду, в остальное время езжу без них. Но я езжу довольно аккуратно, и у меня обмотка на руле с гелем внутри, а ещё мне дико не нравится велозагар, при котором, если катаешься постоянно в перчатких, выглядишь как дачник :).


Бандана, подшлемник, велокепка.

kepka
Бандана и кепка.

Все эти аксессуары используются либо для защиты от солнца, либо для утепления.  Если Вы не хотите брать шлем, то бандана или кепка будет отличным выбором, чтобы не перегреться на солнце или чтобы было хоть немного теплее на холоде. Покупать или нет, зависит от того, есть ли у Вас шлем. Если нету, что-то из этого купить крайне рекомендуется.

Шлем.

Велошлем.
Велошлемы. Гоночный и для экстрима.

Ненавистный многими велосипедистами аксессуар, практически все шлемы выглядят не очень красиво, практически всем велосипедистами не нравится, как они выглядят в шлеме. Но тем не менее, шлем — одна из самых нужных вещей из одежды велосипедиста. Шлем защищает от солнца в жару, в шлеме немного теплее в холодную погоду, и самое главное, шлем защитит Вашу голову при падении. Практически любой, даже самый не дорогой шлем, соответствует стандартам безопасности, по-этому, этот аксессуар стоит купить как можно скорее, особенно если Вы собираетесь кататься по трассе.

Велоочки.

glasses2
Велоочки.

Очки — тоже своеобразный элемент одежды велосипедиста, притом, один из самых важных, пожалуй по шкале безопастности, очки вторые, после шлема, а по шкале полезности и необходимости, они занимают первое место. В первую очередь, очки защищают от попадания в глаза разных предметов и насекомых, тем самым велосипедист не отпустит руль чисто рефлекторно и не создаст аварийную ситуацию. Кроме того, очки защищают от солца, что во-первых, сильно повышает комфорт при езде, а во-вторых, бережёт зрение. В общем, очки — это первое, что Вы должны купить из велоодежды. Более подробно о велоочках было написано в статье об аксессуарах к велосипеду.


Вот пожалуй и всё, конечно в данной статье описана не вся велоодежда, есть ещё дождевики, есть специальные майки, которые лучше отводят тепло и ещё много чего, но я считаю, что всё это вещи, которые используются довольно редко, и тот, кто их покупает, чётко знает, что это, и зачем оно ему нужно.

Ещё, в данной статье, хотелось бы упомянуть РАЗМЕР велоодежды! Вся велоодежда шьётся на «стандартного» человека, со стандартными пропорциями тела. Т.е, если Вы очень высокого роста, но при этом очень худой, велоодежда будет на Вас скорее всего висеть,  а та, которая не будет висеть, будет Вам по пупок :), если Вы невысокого роста, но при этом довольно плотного телосложения, то велоодежда будет сковывать ваши движения, а та, которая нормально на Вас налезет, будем вам длинной. В связи с этим, если Ваше телосложение не совсем среднестатистическое, то лучше подбирать велоодежду в магазине, а не брать на заказ, если же Ваше телосложение среднее, то можете смело брать на заказ, все производители выкладывают таблицу размеров, и измерив пару-тройку параметров своего тела, Вы без труда подберёте размер.

Также стоит упомянуть, что у каждого производителя свои размеры, по-этому, перед заказом, смотрите не на обозначения S, M, L, XL и т.д, а на размеры в сантиметрах.


З.Ы. В прошлом году, я заказал себе 4 джерси из интернет-магазинов, три размера L, и одну XL, в итоге оказалось, что XL на меня как раз, одну из L я стал одевать когда мой вес упал где-то до 78, а две других L мне так и остались малы, так что, ещё раз повторюсь, если у Вас не совсем стандартная комплекция, лучше брать одежду в магазине, а не на заказ :).


Ну и в конце, хотелось бы подытожить, и дать общую рекомендацию, что не нужно торопиться с покупкой велоодежды, пока не поймёте, что она Вам действительно нужна. Катать в джинсах я не призываю, но обычной спортивной одежды на первое время (или для неспешных велопрогулок) будет вполне достаточно. Велоодежда не прибавит Вам навыка вождения и скорости, а вот количество денежных знаков в Вашем кармане может уменьшить серьёзно.

 

Спасибо за внимание. Если у кого-то возникли вопросы, задавайте в комментариях.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:

  • Алексей Ч.

    В середине 80х прошлого века в велошортах ( трусы) и штанах (рейтузы) использовали кожаную подкладку. На рейтузах мы её обычно срезали, т.к. их одевали поверх велотрусов. А вот велотрусы одевались только на голое тело иначе промежность натиралась и очень сильно. А для трековых гонок использовались комбезы, где майка и трусы были одним целым. Перчатки были только кожаные или с вязанным верхом. Кон

    • Алексей Ч.

      а после стирки, чтобы смягчить кожу мы смазывали её детским кремом

  • Гнездо разврата

    Велочулки не советую покупать. Они постоянно сползают при педалировании

    • Жорж

      А меньше размером надеть не пробовала?