Широкоугольный объектив на кропе и на полном кадре. Обзор Samyang 14mm f/2.8 и Sony E 10-18mm f/4 OSS.

Широкоугольный объектив на кропе и на полном кадре. Обзор Samyang 14mm f/2.8 и Sony E 10-18mm f/4 OSS.

Всем привет!

В данном обзоре мы попробуем разобраться, так-ли важен полнокадровый фотоаппарат при съёмке на ультра широкоугольный объектив, или фотоаппарат с кропнутой матрицей будет не хуже. В качестве соперников будут выступать полнокадровый Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE в паре с Nikon D800 и кропнутый Sony E 10-18 F4 OSS в паре с Sony A6000. Данную статью, в принципе, можно рассматривать просто как обзор сразу двух объективов.

Битва шириков :), #nikon vs #sony. Samyang 14mm f/2.8 vs Sony SEL 10-18mm f/4

A photo posted by Игорь Гончаров (@goncharov_igor) on

Начну с того, что в начале прошлого года, я приобрёл себе полнокадровый объектив Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE. Выбор этого объектива был обусловлен тем, что мне хотелось сверх широкоугольный объектив для съёмки пейзажей (даже я бы сказал не пейзажей, а зданий и локаций) и групповых «портретов» (ну т.е. кучи людей). Выбор именно Самьянга был обусловлен в первую очередь его ценой, он стоит намного дешевле чем «родные» Nikon 14mm f/2.8 или 14-24 f/2.8, и при этом не сильно уступает (если вообще уступает) им оптически. Да, у Самьянга, в отличии от объективов Nikon нет автофокуса, но зато есть подтверждение автофокуса, чего при фокусном расстоянии 14мм должно быть достаточно. Объектив в целом не разочаровал, за свою цену он оказался весьма удачным приобритением, даже не смотря на то, что фотографировал я на него крайне редко. Но недавно я приобрёл себе беззеркальную камеру Sony A6000, и по стечению обстоятельств, в одном из местных магазинов, по распродаже появился объектив Sony E 10-18mm f/4 OSS со скидкой около 40-45% (остался последний по фирме), который я решил купить на пробу. И вот, «распробовав» новый «сверх ширик», я решил поделиться своим мнением по-поводу обоих объективов. Именно сравнению 14мм Самьянга и 10-18мм объектива Сони и будет посвящён этот обзор, в котором я постараюсь определиться, какой объектив оставить, а какой продать, т.к. держать 2 сверх широкоугольных объектива смысла нету, слишком узкое у них применение.

Характеристики и описание каждого объектива:

 

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE.

Samyang-14mm

  • Фокусное расстояние — 14мм.
  • Угол обзора — для формата 24×36 — 115.7°; для кроп-фактора 1.5x — 93.9°.
  • Диафрагма — f/2.8-f/22.
  • Конструкция — 14 элементов в 10 группах.
  • Количество лепестков диафрагмы — 6.
  • Минимальная дистанция фокусировки — 0,28м.
  • Размеры (DхL): 87×93.6 мм.
  • Вес — 535 грамм.
  • Цена — около 25 000 рублей (средняя по яндекс.маркету на момент написания статьи).

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE — сверх широкоугольный полнокадровый фикс объектив с максимальной светосилой f/2.8. Объектив металлический, хорошо собранный, но без пыле-влагозащиты. Кольцо фокусировки плавное, и имеет большой ход, диафрагма регулируется вручную, есть специальное кольцо. Объектив не автофокусный, но версия для Nikon имеет подтверждение автофокуса (т.е. в видоискателе видно, в какую сторону нужно крутить кольцо, и загорается кружок, когда объект в фокусе). Кроме того, на камерах Nikon (за остальные не скажу), работает управление диафрагмой с фотоаппарата, для этого нужно закрыть диафрагму на объективе до 22, после чего управлять ей можно будет с камеры. Объектив имеет несъёмную бленду и выпуклую переднюю линзу, что делает не возможным использование обычных защитных фильтров. Стабилизация в объективе отсутствует.

 

Sony E 10-18 F4 OSS (SEL-1018)

SE1018

  • Фокусное расстояние — 10-18мм.
  • Угол обзора — 76-109 градусов угол обзора на кропнутой матрице.
  • Диафрагма — f/4 — f/22.
  • Конструкция — 10 элементов в 8 группах.
  • Количестве лепестков диафрагмы — 7.
  • Минимальная дистанция фокусировки — 0,25м.
  • Размеры (DхL): 70×63.5 мм.
  • Вес — 225 грамм.
  • Цена — около 50 000 рублей (средняя по яндекс.маркету на момент написания статьи).

Sony 10-18mm f/4 — сверх широкоугольный кропнутый зум объектив с постоянной светосилой f/4. Объектив металлический, хорошо собранный, но пыле-влагозащиты нету. Кольца зума и фокусировки имеют плавный ход, при изменении масштаба у объектива немного выезжает хобот, буквально на 1 см. Объектив имеет довольно шустрый автофокус и встроенную систему стабилизации. Бленда у объектива съёмная, а также, на него можно накрутить защитный фильтр (62мм диаметр).

 

Итак, если сравнить эти два объектива между собой, то можно заметить, что они совершенно разные:

  • Один фикс, второй зум.
  • Один полнокадровый, второй кропнутый.
  • У одного светосила 2.8, у второго 4.
  • У одного нет автофокуса, у второго есть.
  • У одного нет стабилизации, у второго есть.
  • У одного бленда не съёмная, у другого съёмная.
  • На один нельзя накрутить фильтры, на другой можно.
  • Один весит 535 грамм, а второй легче более чем в раза, 225 грамм.
  • Один выпускается под много байонетов, другой только под один.
  • Один стоит 25 тысяч, а другой 50 тысяч.

Может возникнуть вопрос, да как их вообще можно между собой сравнивать, у них общего только то, что они оба «сверх ширики» и оба металлические и без пыле-влагозащиты. Но присмотритесь внимательнее, они похожи по одному очень важному параметру — они оба отлично сбалансированы. Если откинуть 2 не сильно важных, для данного класса объективов параметра, универсальность (я про байонет) и светосилу (она безусловно важна, но Самьянг не будет репортажным из-за ручного АФ, а Сони не будет репортажным потому что темноват), то мы получим:

С одной стороны, довольно тяжёлый полнокадровый фикс объектив, без автофокуса и стаба, с несъёмной блендой и сложным креплением светофильтров (т.к. резьбы под обычный фильтр, повторюсь, у объектива нету), но за 25 000.

А с другой стороны, лёгкий кропнутый зум объектив, с автофокусом и стабом, со съёмной блендой и и возможностью установки светофильтров, но за 50 000.

Ну прямо как у Романа Карцева «ну очень большие раки, но по пять, или по три, ну очень маленькие раки, но зато по три»

Внешний вид и размер.

В общем, сравнивая характеристики, выбрать что-то одно практически не возможно, т.к. на любой аргумент в пользу одного объектива, является контраргументом против другого объектива. Правда если откинуть всего один параметр — цену, то перевес становится явно на стороне объектива от Sony. Да, у Samyang выше светосила, но какой от неё толк без автофокуса, и да, Samyang полнокадровый, но скажу по секрету, SEL1018 тоже весьма не плохо работает на полном кадре, на 14-16мм практически без виньетки. Но для того, чтобы сделать действительно взвешенное решение, объективы нужно сравнить по самому главному параметру — качеству изображения.

Для сравнения объективов, как было написано в самом начале статьи, использовалось 2 набора, Nikon D800 + Samyang 14mm и Sony A6000 + Sony 10-18mm, кроме того, чтобы сравнить объективы в совсем равных условиях, был использован переходник, который позволяет устанавливать объективы с байонетом F, на байонет E.

 

Тест 1. Архитектура.

Сначала фотографии на минимальном фокусном расстоянии, только на разных диафрагмах. Все фотографии загружены на сайт flickr, в статье выложены превью фотографий, при клике на фото, оно откроется в новом окне на сайте flickr, где можно посмотреть его в полном разрешении. Под тестовые фотографии создан альбом, в котором можно посмотреть все фотографии сразу:

Ссылка на flickr альбом:
https://www.flickr.com/gp/ve1ofoto/HJ6B95

В конце статьи также будет ссылка на папку на яндекс диске, в которой будут все фотографии из теста в формате RAW.

Для первого теста фотографии были просто немного подтянуты по яркости, и приведены к одному разрешению. Никакой правки не было, поэтому есть завалы и виньетка:

Test1.Samyang-14mm-2.8
Samyang 14mm @ f/2.8.
Test1.Samyang-14mm-4
Samyang 14mm @ f/4.
Test1.Samyang-14mm-5.6
Samyang 14mm @ f/5.6.
Test1.Sony-10mm-4
Sony SEL 10-18mm @ 10mm f/4.
Test1.Sony-10mm-5.6
Sony SEL 10-18mm @ 10mm f/5.6.

Проанализируем общую картину. Объектив Samyang 14mm f/2.8 на диафрагме f/2.8 и f/4 — не пригоден для съёмки архитектуры. Если на диафрагме f/4 просто выходит не достаточно резкая картинка, то на диафрагме f/2.8 выходит совсем не резкая картинка и сильное виньетирование (впрочем, его легко можно убрать при пост обработке). На диафрагме f/5.6 объектив Samyang исправляется, и показывает хороший результат. Объектив Sony 10-18mm f/4 справился хорошо и на f/4, и на f/5.6.

Вот 100% кроп из центра:
Sharp-Center

В принципе, данного теста уже достаточно, чтобы сделать вывод о том, что диафрагма f/2.8 у объектива Samyang не является преимуществом, т.к. снимать пейзажи или архитектуру на этой диафрагме бессмысленно, т.к. изображение получается совершенно не резким. Более того, на Samyang вообще нет смысла снимать с диафрагмой выше чем f/5.6. Объектив Sony резок по центру уже с открытой f/4 диафрагмой. Прикрывать диафрагму ниже, чем f/5.6, я не стал, т.к. особого смысла в этом нету, именно на диафрагмах f/5.6-f/6.3 эти объективы дают оптимальную резкость.

Есть вероятность, что я просто не попал в фокус, но как раз для того, чтобы эту вероятность исключить, объектив Samyang был установлен на A6000 через переходник. Полные фото я в статье показывать не буду (но они есть в альбоме на flickr), покажу только 100% кроп из центра.
Sharp-Center-14mm

Ну что же, с функцией фокус-пикинг камеры Sony A6000, которая помогла более точно навести фокус, объектив Samyang показал более хороший результат, только этот результат никак не повлиял на общее впечатление. На диафрагме f/2.8, Samyang 14mm f/2.8 по-прежнему мылит, а на диафрагме f/4 результат хоть и приемлемый, но его тоже нельзя назвать хорошим.  В общем, при любом раскладе, диафрагма f/2.8 не является преимуществом Самьянга, т.к. она не рабочая (для съёмки общих планов), и для достижении более-менее достойной резкости её нужно прикрывать хотя бы до f/4.

Интересной особенностью оказался цвет, сначала я подумал, что разница обусловлена разным замером баланса белого в камерах, но когда я одел Samyang на Sony A6000, и глянул на результат, я сильно удивился:

Test1.SonySamyang-14mm-5.6
Samyang 14mm на Sony A6000.
Test1.Sony-14mm-5.6
Sony SEL 10-18mm @ 14mm.

Так что же получается, Samyang желтит или Sony уводит картинку в холодный? На самом деле скорее второй вариант, т.к. если взять снимок с объектива Sony и тыкнуть пипеткой баланса белого например в дверь, то результат получается практически таким же, как результат с объектива Samyang по-умолчанию:

Test1.Sony-14mm-5.6-white-balance
Sony SEL 10-18mm @14mm с исправленным балансом белого.

Но не точный баланс белого, на мой взгляд, не является недостатком, т.к. он, как и виньетирование, без проблем исправляется при пост-обработке. Да и на других тестовых кадрах такой разницы не было.

И ещё один немаловажный момент, который хотелось бы отметить в этом тесте, это ширина кадра. Если взять два кадра, снятых на максимальном угле, и выровнять их профилем, то мы получим следующую картину:

Test1.Samyang-profile
Выровненный кадр с Samyang 14mm на Nikon D800.
Test1.Sony-profile
Выровненный кадр с Sony SEL 10-18mm @ 10mm на Sony A6000.

Несмотря на то, что эквивалентное фокусное расстояние объектива Sony 10-18mm выходит 15mm, разница в 1mm между 14mm и 15mm ощутима, кадр с 14mm выходит заметно шире.

Хотелось бы также рассмотреть резкость не только по центру, но и по краям кадра, но это мы сделаем во втором тесте, там разница более наглядна.

 

Тест 2. Общий план. Равномерность по полю кадра.

Во втором тесте всё тоже самое, только было выбрано место, где просматривается больше объектов.  В этом тесте результаты с объектива Samyang на диафрагме f/2.8 в статье выложены не будут (но будут в альбоме на flickr), т.к. из первого теста уже стало понятно, что f/2.8 у объектива больше для галочки. С диафрагмы f/4 общего плана также не будет в статье, ибо в таком масштабе разницы между f/4 и f/5.6 не видно. Искажения были сразу исправлены профилем и фотографии были приведены к одному разрешению (горизонт по центру, т.к. фокусировка была по центральной точке, по надписи БГУ на мосту):

Test2.Samyang-14mm-5.6
Samyang 14mm на D800.
Test2.Sony-10mm-5.6
Sony SEL 10-18mm @ 10mm на Sony A6000.

А теперь 100% кропы:

Sharp-Center-2
100% кроп из центра.
Sharp-Left
100% кроп справа.
Sharp-Right
100% кроп слева.

Итак, по центру всё без изменений, Samyang на f/4 подмыливает, Samyang на f/5.6 и Sony на f/4 и f/5.6 справляются хорошо.

А вот по бокам ситуация немного меняется, если Samyang стабилен, и держит равномерную резкость по полю, то объектив Sony по краям начинает проседать, на f/5.6 это практически не заметно, а на f/4 заметно.

Из этого делаем вывод, что для оптимальной резкости, объективу Sony, также как и объективу Samyang, требуется прикрыть диафрагму до f/5.6.

 

Тест 3. Контровой свет.

В этом тесте было сделано всего 2 тестовых кадра, один на Samyang, второй на Sony, кадр был снят против солнца, дабы посмотреть работу объективов против бликов:

Test3-Samyang
Samyang 14mm f/2.8 @ f/5.6.
Test3-Sony
Sony SEL 10-18mm f/4 @ 10mm f/5.6.

На фотографиях отчётливо видно, что объектив Sony очень не любит съёмку против солнца, он очень не устойчив к бликам.  В целом, по опыту использования могу сказать, что  объектив Sony SEL 10-18mm f/4 OSS реально очень часто ловит блики, часто приходится использовать ладонь в качестве козырька, бленда не спасает.

На этом тестовая и аналитическая часть заканчивается, перейдём к выводам.

P.S. Некоторые могут возразить, мол где же тест боке, портрет и т.д. Таким людям я даже не знаю, что ответить, на мой взгляд, подобные объективы покупаются главным образом для кадров, похожих на те, которые были тестовыми, и делать нетипичные тестовые кадры просто для галочки, лично у меня желания нет. Это как проверять объектив в качестве молотка, наверняка некоторым интересно узнать, насколько хорошо объективом можно забивать гвозди.


 

Вывод

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE — хороший сверх-широкоугольный объектив. Преимуществами этого объектива являются невысокая стоимость, неплохая резкость по полю начиная с диафрагмы f/5.6, отличная устойчивость к бликам и отличное качество сборки. Недостатки у объектива также есть, это отсутствие автофокуса (т.е. он плохо подойдёт для репортажа), несъёмная бленда, невозможность накрутить светофильтр, отсутствие пыле-влагозащиты и не высокая резкость на открытой диафрагме. Если Вам нужен универсальный сверх-ширик, объектив от Samyang вряд-ли Вам подойдёт, но со съёмкой пейзажей, групповых портретов, и прочей «статики», объектив, при прикрытии диафрагмы до f/5.6, прекрасно справляется. Из особенностей объектива стоит отметить тот факт, что бесконечность у объектива находится не там, где показано по шкале, нужно кольцо фокусировки немного не докручивать до конца, судя по отзывам, это особенность всех экземпляров.

Sony E 10-18 F4 OSS (SEL-1018) — отличный широкоугольный зум. Преимуществами этого объектива являются хорошая резкость по центру уже с открытой f/4 диафрагмой, а с f/5.6 объектив резкий и по полю кадра, наличие автофокуса и стабилизации, съёмная бленда и возможность накрутить светофильтр. Также у объектива качественная сборка, небольшой вес и он «зум», что даёт возможность снять и очень широко, и просто широко. Недостатками объектива являются цена, отсутствие пыле-влагозащиты и низкая устойчивость к бликам. Если Вам нужен широкоугольный объектив на Вашу беззеркальную камеру Sony, то SEL-1018 будет отличным выбором, этот объектив подойдёт как для съёмки пейзажей и архитектуры, так и для съёмки репортажа на улице. Также напомню, что объектив хоть и кропнутый, но согласно проведённым в интернете тестам, он отлично работает и на полном кадре в диапазоне от 14мм до 16мм, что на самом деле является очень приятным бонусом.

Если говорить о сравнении полного кадра и кропа, при использовании широкоугольного объектива, то при одинаковом угле обзора, разницы практически нету, и больший размер матрицы не даёт каких-либо заметных преимуществ. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что картинка с полного кадра всё-таки почище, это немного заметно на небе, у кропа даже на iso 100 при 100% масштабе можно заметить небольшой шум, ну и преимущество полного кадра по динамическому диапазону никто не отменял.

Что касается моего личного выбора, я решил оставить объектив Sony E 10-18mm f/4 OSS. Ключевую роль в этом сыграла его лёгкость (он вместе с камерой весит не намного больше, чем объектив Samyang), автофокус (я часто снимаю репортаж на улице, поэтому этот объектив может пригодиться), возможность накрутить фильтр (я думаю объяснять не стоит) и то, что я возможно буду его использовать для видео (сама А6000 имеет больше возможностей для видео + она легче, и под неё можно использовать довольно простой штатив). Также немаловажным моментом оказался тот факт, что я не вижу на Nikon достойного универсального ширика, чтобы в будущем можно было заменить самьянг 14мм, и при этом, чтобы он был не хуже чем сони 10-18мм:

  • Nikkor 14mm f/2.8 — дорогой, и судя по снимкам, не очень хорошо работает на 36 мп матрице.
  • Nikkor 14-24mm f/2.8 — отличный, но дорогой, большой и тяжёлый, т.е. с собой в поездку я его явно не захочу тащить.
  • Nikkor 16-35mm f/4 VR — тоже отличный объектив, но тоже не маленький и не дешёвый, хотя, это наиболее вероятный претендент на покупку в случае чего (если вдруг я решу уйти с БЗК Sony).
  • Nikkor 17-35 f/2.8 — дорогой, да и 17мм…
  • Nikkor 18-35 с переменной светосилой… первая версия старая и разрешение у неё так себе, а вторая версия хорошая, но 18мм, узковато для моих целей.
  • Nikkor 20mm (что f/2.8D, что f/1.8G) — для групповых фото и архитектуры  слишком узко, а панорамы клеить я не люблю.

Так что, объектив Sony E 10-18mm f/4 OSS является для меня пока что самым оптимальный сверхшириком.

Ссылка на RAW файлы с теста:
https://yadi.sk/d/0Kld-kWShNwAu

 

Спасибо за внимание, если возникли вопросы, или Вы хотите просто поделиться своим опытом, пишите в комментариях.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:
  • Руслан

    Спасибо за тест. Стою перед выбором Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE или
    Sony E 10-18 F4 OSS (SEL-1018).
    После прочтения статьи, определился с выбором в пользу Sony E 10-18 F4 OSS (SEL-1018).