Компоненты Shimano и Sram, обзор групп, сравнение и совместимость. Часть 2. Шоссе.

Sram-Shimano-Logo-Race

Здравствуйте!

Данная статья — вторая часть обзора велокомпонентов фирм Shimano и Sram. В предыдущей части рассматривалось МТБ оборудование, эта часть посвящена шоссейному оборудованию. Итак, поехали. Часть 2. Шоссе.

Как и в предыдущей части начнём с Shimano, и идти будем от более простого оборудования, к продвинутому.

 

Shimano 2300.

Shimano 2300
Групсет Shimano 2300.

Младшая шоссейная группа. Имеет 2(3)х8 скоростей, «пистолеты» не имеют «дуал» переключения, а это значит, что переключение в одну сторону происходит с помощью самой ручки, а в другую, с помощью верхнего рычажка, визуализация скоростей присутствует. Используется каретка «под квадрат», всё оборудование делается из довольно дешёвых материалов, и как следствие это оборудование довольно тяжёлое и недолговечное.  Задний переключатель поддерживает работу со звездой до 26 зубьев, а систему на 2 звезды можно выбрать одну из двух, либо 52/39, либо 50/34.

Обычно компоненты данной группы ставят на шоссейные велосипеды начального уровня. В принципе, нормальный выбор для тех, кто хочет купить первый шоссейник для «попробовать».

Группа включает в себя: кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры или шифтеры для прямого руля.

 

Shimano Claris.

Shimano Claris
Групсет Shimano Claris.

Новая группа от Шимано, по сути, та же 2300, только более универсальная. Отличия от младшей группы в том, что рычаги переключения уже имеют двойную конструкцию (Dual Control) с визуализацией скоростей, что позволяет использовать их и в нижнем, и в верхнем хвате, а каретка используется уже «окталинк», что приводит к улучшению жёсткости вала и снижению веса. Так же отличием является то, что задний переключатель способен работать со звездой до 32 зубьев, а в системе «дуал», помимо 52/39 и 50/34, так же доступно 46/36.

Назначение тоже, что и у предыдущей группы, только данное оборудование помимо шоссейных велосипедов может устанавливаться на циклокроссы и гибриды.

Группа включает в себя: тормоза, кассета, система, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, шифтеры для прямого руля, втулки.

 

Shimano Sora.

Shimano Sora
Групсет Shimano Sora.

Группа, которая не далеко ушла от предыдущих двух, но имеет уже 2(3)х9 скоростную систему, и задние переключатели с короткой и длинной лапкой, что позволяет использовать переключатель, который лучше подходит для конкретного сочетания кассеты и системы.

Для тех, кто не читал предыдущую часть, поясню, что для работы с определённым сочетанием кассеты и системы, требуется переключатели с разной ёмкостью. 

Ёмкость заднего переключателя — это сумма разниц размеров звезд в системе и в кассете, например:

— система 50х34 — разница 16 «зубов»;

— кассета 11х30 — разница 19 «зубов»;

— ёмкость заднего переключателя должна быть не менее  35 «зубов».

Обычно задние переключатели с короткой лапкой, имеют ёмкость 34 «зуба», когда как в переключателях c длинной лапкой ёмкость может достигать 40 «зубов». Кроме того, помимо ёмкости, каждый задний переключатель имеет предел на максимальную «звезду», обычно переключатели с короткой лапкой могут работать с максимальной звездой кассеты вплоть до 28-30 зубов, когда как переключатели с длинной лапкой могут работать с кассетами со «звездой» до 32 «зубов».

Дуал системы доступны в вариантах 46/36 и 50/34, кассету можно ставить до 32 зубьев. В отличии от предыдущей группы, здесь (и во всех последующих группах) уже используется каретка Hollowtech II, которая обозначает интегрированную систему каретки и шатунов, что приводит к снижению веса, увеличению жёсткости и увеличения срока службы. Так же, как и в Claris используются переключатели «дуалконтрол» с визуализацией скоростей.

Предназначена группа для любительского уровня катания, способна выдерживать регулярные выкатки на довольно приличные расстояния.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры.

 

Shimano Tiagra.

Shimano Tiagra
Групсет Shimano Tiagra.

Более продвинутая, в отличии от предыдущих группа. Имеет 2(3)х10 скоростную систему, переключатели с короткой и длинной лапкой, есть как шоссейные «пистолеты» с визуализацией скорости, так и «монетки» для прямого руля. В отличии от предыдущих групп имеет более чёткое переключение, надёжность и при этом меньший вес. Кассета может иметь звезду до 30 зубьев, дуал система доступна в вариантах 50/34 и 52/39.

Отличный выбор для любительских тренировок, обычно данную группу устанавливают на велосипедах чуть более продвинутого уровня, в которых уже используются облегчённые рамы и вилки с карбоновыми «ногами».

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры или шифтеры для прямого руля, переднюю и задние втулки.

 

Shimano 105.

Shimano 105
Групсет Shimano 105.

Полупрофессиональная шоссейная группа оборудования. Надёжная, имеет очень точное переключение и долговечность. Выпускается в 2х цветах, имеет 2(3)х10 скоростную систему, переключатели с короткой и длинной лапкой. «Дуал контролы» не имеют визуализации скорости, но зато имеют внутреннюю прокладку тросиков. Вес компонентов ниже, чем у предыдущих групп. Доступны кассеты до 28 зубьев, и дуал системы компакт (50/34) и обычная (52/39). Начиная с этой группы и выше, тормоза уже идут с картриджами, что позволяет менять только саму «тормозную резинку», а не весь тормозной блок целиком. Идеальная группа для увлечённых любителей.

Подходит для тренировок и участия в соревнованиях городского уровня, отличный выбор для тех, кто хочет купить велосипед, настроить его в начале сезона, и весь сезон кататься и не думать о том, что оборудование подведёт.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, переднюю и заднюю втулки, педали.

 

Shimano Ultegra.

Shimano Ultegra
Групсет Shimano Ultegra.

Профессиональная шоссейная группа оборудования. Имеет очень высокую надёжность, точность, долговечность. Группа имеет в своём распоряжении 2х11 скоростную трансмиссию, разброс кассеты достигает 11/32, при этом вес группы заметно легче, чем у 105й. Задние переключатели есть как с короткой, так и с длинной лапкой, «пистолеты» имеют внутреннюю прокладку тросиков и аналогично 105й не имеют визуализации. Звёзды системы имеют универсальное крепление, что позволяет ставить звёзды любого размера, и без лишних проблем ставить ту систему, которая нравится (53/39, 50/34, 52/36, 46/36) на одни и те же крепления. В этой группе используются самые передовые технологии, тормоза улучшенной конструкции, новая конструкция цепи, карбоновые тормозные ручки.

Группа предназначена для участия в соревнованиях и каждодневных тренировок.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, переднюю и заднюю втулки, педали, колёса.

P.S. Так же, здесь же, хотелось бы отметить группу Shimano Cyclocross. Это даже скорее не группа, а набор из переднего переключателя и системы. Система есть СХ70 которая соответствуют по качеству исполнения оборудованию Ultegra, а есть СХ50, которая ближе к Tiagra. Отличие этих компонентов в том, что они имеют лучшую производительность в грязи. Так же, в эту группу входят кантиливерные тормоза. Система и переключатель 2х10 скоростные. Предназначена эта группа, как должно быть понятно из названия, для циклокроссовых велосипедов.

 

Shimano Ultegra Di2.

Групсет Shimano Ultegra Di2.
Групсет Shimano Ultegra Di2.

Профессиональная шоссейная группа, имеющая электронное переключение. В принципе это обычная «ультегра», только переключение передач осуществляется электроникой. Немного отличаются компоненты этой группы, «дуал контролы» имеют более простую конструкцию, меньший вес и меньшую цену, потому как по сути служат всего лишь тормозными ручками с «кнопками», передний и задний переключатели имеют более сложную и громоздкую конструкцию, более того, между компонентами проходят специальные тросики и на раме (или внутри неё) устанавливается дополнительный блок, который включает в себя аккумулятор, который приводит в действие переключатели. Плюсами «электроники» является то, что гонщику можно больше сосредоточится на гонке, а не на переключении, минусом же является то, что если переключение «заглючит», то придётся всё перенастраивать, когда как на механике можно просто немного «подтянуть» переключение в ручную. Так же на Ultegra Di2 можно «повесить» гидравлические дисковые тормоза, которые особенно будут актуальны в циклокроссе.

 

Shimano Dura Ace.

Топовая профессиональная группа оборудования для шоссе, предназначена для соревнований, благодаря применению титана и карбона имеет очень высокую надёжность и низкий вес, проверена и на шоссе, и в грязи. Как и ультегра имеет универсальное крепление для всех размеров под звёзды системы. Группа имеет улучшенное уплотнение на втулках. Улучшенная конструкция тормозов для лучшей модуляции и торможения. Разброс кассеты может достигать 11/28.   Данная группа включает в себя 3 подгруппы:

— Механика. Классическая группа, механическое переключение. В этой группе инженеры Shimano уменьшили ход переключения, улучшили переключение на всём диапазоне, сделали его более равномерным.

Shimano Dura Ace
Механический групсет Shimano Dura Ace.

— Электроника (Di2). По аналогии с Ultegra, электро группа, шифтеры имеют улучшенную эргономику и улучшенную «обратную связь».

— Группы для триатлона и трэка. Здесь я думаю расписывать смысла нету. Каждая из групп имеет своё назначение, для триатлона улучшенная аэродинамика компонентов, для трэка сниженный вес и использовать соответствующих передач.

Shimano Dura Ace Track
Групсет Shimano Dura Ace Track.

Группа включает в себя:  тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, втулки, педали, и большое количество разнообразных модификаций колёс.

Теперь перейдём ко второму производителю, компании Sram.

В отличии от Shimano, у компании Sram не такой большой выбор шоссейного оборудования, и групп всего 4: Apex, Rival, Force, Red. Так как групп не много, то есть смысл написать о каждой из них, а не отделаться, как в случае с МТБ, простым сравнением с Shimano, приступим:

 

Sram Apex.

Sram Apex
Групсет Sram Apex.

«Младшая» шоссейная группа компонентов Sram. Почему слово младшая взято в ковычки? Да потому, что если сравнивать с Shimano, то эта группа стоИт по уровню где то между Tiagra и 105, ближе ко второй. Судите сами, система идёт только дуал, доступны соотношения 48/34, 50/34 и 53/39. Максимальный разброс кассеты составляет 11/32, при этом доступны 2 типа задних переключателей, обычный, который работает с кассетой до 11/28 и WiFli, который работает с кассетой до 11/32. Тормоза идут сразу со сменными картриджами. Пистолеты идут с внутренней прокладкой тросиков. Кстати о пистолетах, Пистолеты всех групп Sram имеют совсем другую конструкцию и принцип работы:

— Пистолеты Shimano работают так: для подъема на большую звезду мы давим на тот же рычаг которым тормозим, только тормозим мы придавливая его к себе, а переключаем движением внутрь (к центру велосипеда), а для сброса передачи давим на маленький рычаг, который находится под большим и который обычно пластиковый.

— Пистолеты Sram работают так: для сброса на меньшую звезду мы давим на нижний рычаг внутрь, до щелчка, а если нам нужно поднять цепь на бОльшую звезду, мы давим на тот же рычаг, только дальше, до появления второго щелчка, т.е. все манипуляции делаются одним и тем же рычажком.

Плохо это или хорошо? Это каждый сам для себя решает, для того, чтобы понять, что удобнее, нужно попробовать и то, и другое.

При этом, самое главное, весь групсет Sram Apex по стоимости выйдет чуть-чуть дешевле чем Shimano 105, при этом по весу он будет намного (около 15%) легче 105, и лишь немногим (около 3-4%) будет уступать Shimano Ultegra. Группа доступна в двух цветах, чёрный и белый.

Предназначена группа примерно для тех же целей, для которых служит Shimano Tiagra.

 

Sram Rival.

Sram Rival
Групсет Sram Rival.

Полупро от Sram. В отличии от «младшей» группы в Rival используются более лёгкие компоненты, что делает ей вес легче Ультегры. Эта группа, как и предыдущая, использует 2х10 передачи, с задними переключателями 2х типов, под 11/28 и 11/32 кассеты, из систем доступны 53/39, 52/38, 52/36, 50/36, 50/34, 46/38.  В этой группе используются карбоновые тормозные ручки, более прочная и лёгкая система, и все технологии, заимствованные из старших групп, что является гарантией точного переключения и высокой надёжности компонентов. Имеет цену, где то на 25% выше, нежели у Apex, но примерно на 15% ниже, чем у Ultegra, при этом весит меньше, чем Ultegra. Аналог этой группы у Shimano, как наверно уже все поняли, Ultegra, с той лишь разницей, что Rival 2х10, а не 2х11.

Данная группа идеальна для каждодневных тренировок и даже участия в соревнованиях, а благодаря большому разнообразию систем, данная группа будет отличным выбором для циклокросса. 

 

Sram Force.

Sram Force
Групсет Sram Force.

Про уровень. В целом, по качеству, надёжности и точности, эта группа недалеко ушла от Rival, принципиальная разница в том, что в Force используются другие материалы, такие как титановые болты в тормозах, магний в «пистолетах», карбон в шатунах и т.д, количество передач выросло до 2х11, с максимальной кассетой 11/32, система доступна в вариантах 34T, 36T, 39T малая звезда и 46Т, 50Т, 53Т большая звезда. В отличии от Ultegra крепления идут разные, по-этому нужно заранее подумать, какие звёзды в системе нужны. Так же улучшена эргономика пистолетов, и резина на них текстурированная, что обеспечивает лучший хват. Группа не позиционируется как соревновательного уровня, но тем не менее, по всех характеристикам, если сравнивать с Shimano, она ближе именно к Dura Ace. Так же, в данной группе доступны гидравлические ободные тормоза и гидравлические дисковые тормоза.

Данная группа предназначена для участия в соревнованиях и тренировок, правда для второго целесообразнее всё-таки выбрать Rival, если конечно трансмиссия 2х11 не принципиальна.

 

Sram Red.

Sram Red
Групсет Sram Red.

Профессиональное оборудование для соревнований мирового уровня. Группа имеет 2х11 трансмиссию и по всех характеристикам опережает механику от Dura Ace. В целом здесь всё как обычно для топ уровня, карбон, титан, магний, керамика в подшипниках и т.д. По передаточным отношениям группа аналогична Force.

 

 

По-поводу совместимости шоссейных систем Sram и Shimano, из-за того, что Sram использует соотношение длина тросика/сдвиг переключателя 1:1, а Shimano 2:1 (по-этому у Shimano переключение более плавное), то пистолеты и переключатели не совместимы друг с другом, зато совместимы кассеты, системы, цепи и тормоза (механические).

Рекомендации по подбору шоссейного оборудования, такие же, как и при выборе МТБ оборудования:

— Старайтесь не «мешать» оборудование разных групп, особенно это касается «пистолетов» и переключателей.

— Производители частенько ставят кассеты и системы на уровень ниже, чем переключатели и пистолеты, это нормально, и ничего критичного в этом нету.

 

 

Спасибо за внимание.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:
  • Vortexian

    Покатавшись пару лет на Shimano 105 и две недели на SRAM Apex, могу сравнить качество переключения и некоторые малозаметные (не)приятности:

    -Shimano (во всяком случае 105) на заднем переключателе ставят очень нежную пружину параллелограмма. Малейшая грязь в рубашках — и начинаются проблемы со сбросом. SRAM даже в нижних группах имеет гораздо более тугую пружину и вдвое больший ход троса — в итоге, даже утопив велосипед почти по втулки в грязевой ванне, я был приятно удивлен точностью переключения. Shimano начинает «капризничать» уже в условиях дождливого города.

    -На Shimano можно накидывать по 2 передачи за раз с минимальным усилием. В итоге, подъезжая к светофору можно быстро «прощелкать» 5-6 звезд на понижение. Со SRAM эта-же операция занимает существенно больше времени и менее комфортна.

    -Тормозной рычаг Shimano отлично складывается при падении (как при переключении на большие звезды) и сломать его не просто (пробовал 2 раза :-) ). На SRAM не падал, но видел много фотографий отломанных рычагов.

    -Из нижнего хвата переключаться и тормозить намного удобнее на SRAM — «лепесток» переключателя можно вытянуть пальцем ближе к рулю и нижняя часть тормозного рычага сделана намного эргономичнее.
    В верхнем хвате мне значительно больше нравится Shimano — движения при переключении получаются намного короче и больший изгиб рычага позволяет удобнее «разложить» пальцы ниже середины ручки для мощного торможения.

    -Имея пистолеты SRAM можно легко перейти на 11-32 кассету, если организм не тянет в горку. С Shimano тоже можно, но намного труднее.

    • Ace-B

      С последним утверждением немного поспорю.
      Хоть это и колхоз, но ультегровский задний переклюк без малейших проблем «взял» мтб-шную SLX кассету 11-32. Никаких дополнительных телодвижений не потребовалось. Всё работает как часы.

  • Василий

    У Соры тоже есть для прямого руля http://www.bike24.com/1.php?content=8;navigation=1;product=39074;page=1;menu=1000,4,38;mid=2;pgc=0

    Правда 3×9 и год под вопросом?

    • Игорь Гончаров

      Ну… либо я их изначально недоглядел, либо они появились чуть позже написания обзора, либо это новая модель.