Зеркальные фотоаппараты Sony. Особенности.

Sony1Logo

Драсьте!

В данной статье речь пойдёт о зеркальных камерах компании Sony. Будут рассмотрены их особенности, преимущества и недостатки, принципиальные отличия от конкурентов. Так же будут рассмотрены и проанализированы основные аргументы противников этой системы.

Сначала небольшое вступление и немного истории (совсем чуть-чуть). Бренд зеркальных камер Sony Alpha был рождён в 2006 году, после покупки компанией фотоподразделения Minolta, а первой камерой из этой серии стала Sony Alpha DSLR-A100, камера использовала классическую конструкцию зеркальной камеры, и ничем особенным не выделялась. В 2010 году компания Sony представила свои первые SLT (Single-lens Translucent) камеры, т.е зеркальные камеры с полупрозрачным зеркалом — A33 и A55. В отличии от классической схемы зеркалок, зеркало в моделях Sony оставалось неподвижным, и бОльшая часть (порядка 75%) света проходила сквозь него, остальная же часть отражалась и попадала на фазовые датчики. Схему работы классической зеркальной камеры, и камеры с полупрозрачным зеркалом можно увидеть ниже:

SLR-SLT

С момента выхода первых камер Sony с полупрозрачным зеркалом, компания полностью отказалась от классической схемы зеркальной камеры, и использует схему с полупрозрачным зеркалом по сей день.

 

На этом вступление и история (надеюсь её было не слишком много :) ), заканчиваются, и мы переходим к особенностям «зеркальных» камер Sony.

 

Первой, и самой главной (ну не считая самого полупрозрачного зеркала :) ) особенностью SLT камер Sony является то, что в них используется электронный видоискатель (ЭВИ). Сам по себе электронный видоискатель есть не что иное, как дисплей, который находится в месте установки видоискателя. В отличии от классического, оптического видоискателя (ОВИ), в котором пользователь видит «живую» картинку, пользователь камеры с ЭВИ, видит картинку прямо с матрицы, т.е. картинку которую видит фотоаппарат, с учётом всех выставленных параметров. Другими словами, пользователь видит картинку почти как в режиме Live View в камерах Nikon и Canon. Возможности по настройке ЭВИ, пользователь получает все те же, что и при использовании экрана фотоаппарата. С общим принципом надеюсь всё понятно, по-этому перейдём к рассмотрению плюсов и минусов такого подхода, и как раз более детально разберём ЭВИ.

Преимуществами ЭВИ являются:

  1. Фотограф в видоискателе видит то изображение, которое он получит после нажатия на кнопку спуска затвора. Как следствие, фотограф контролирует экспозицию смотря на результат в видоискателе, а не на бегунок экспонометра (хотя этот бегунок присутствует и в электронном видоискателе). Если в кадре есть пересветы в ярких областях или провалы в тенях, фотограф их тоже видит сразу. А при включении функции «зебра», пересвеченые области ещё и заштриховываются в режиме реального времени.
  2. В ЭВИ можно вывести виртуальный горизонт, гистограмму, разные виды сетки, а так же можно приближать изображение (правда в момент съёмки  оно всё-равно уменьшится до обычного размера).
  3. В сложных условиях получается результат без сюрпризов. Например в контровом свете, фотограф сразу видит, какую картинку он получит, а не так как в ОВИ, в видоискатель видишь одно, а после нажатия на кнопку видишь совсем другое. Благодаря тому, что ЭВИ имеет неизменную яркость, в темноте, в него видно, что снимаешь, а в ОВИ либо не видно ничего, и не понятно куда вообще навёлся фокус, либо видно только когда работает подсветка автофокуса. Некоторые могут возразить, мол какой смысл видеть в видоискателе непонятно что? В качестве контраргумента могу привести то, что какой смысл видеть в видоискателе чёткую картинку, если после нажатия на кнопку спуска получится это же самое «непонятно что»? :)
  4. Электронные видоискатели современных камер Sony с полупрозрачным зеркалом позволяют включать фокус пикинг (Focus Peaking) это режим, в котором зона резкости подсвечивается, что позволяет более точно контролировать ГРИП и существенно облегчает работу с мануальными (без автофокуса) объективами.
  5. ЭВИ всегда покрывает 100% кадра, и имеет куда больший размер, особенно это заметно при сравнении не дорогих кропнутых камер. Ниже я сделал сравнение. Я взял несколько фотоаппаратов и мобильный телефон. Камеру мобильного телефона я вплотную прислонял к видоискателю, и делал кадр, после чего привёл все изображения к одному масштабу, и уменьшил размер. Реального размера видоискателя по этим фотографиями не понять, но если у Вас есть хоть одна из камер, которые я взял для примера, Вы сможете понять насколько больше или меньше видоискатель другой камеры.
    Видоискатель Nikon D3300
    Видоискатель Nikon D3300
    Видоискатель Nikon D5300
    Видоискатель Nikon D5300
    Видоискатель Canon EOS 700D
    Видоискатель Canon EOS 700D
    Видоискатель Nikon D7100
    Видоискатель Nikon D7100
    Видоискатель Sony A33
    Видоискатель Sony A33
    Видоискатель Nikon D800
    Видоискатель Nikon D800
    Видоискатель Sony A77-2
    Видоискатель Sony A77-2

    Картинка видоискателя А33 вышла такая потому, что это первая камера с ЭВИ, и там видоискатель стоял с невысокой частотой обновления. В работе, глаз этих полос не видит, но более современная камера, пусть и мобильного телефона, увидела :).  Как видно из фотографий, видоискатель младшей Sony A33 физически больше, чем любой другой видоискатель кропнутой камеры, даже гораздо более старшей Nikon D7100. А видоискатель топовой кропнутой A77-2 физически больше даже видоискателя полнокадровой Nikon D800.  Вот, для более наглядного сравнения сделал схему размеров:

    Схема видоискателей.
    Схема размера видоискателей (кликабельно).

    В общем, владельца современной кропнутой SLT камеры Sony, точно не переманить на полный кадр аргументом, что у полного кадра большой видоискатель :)

  6. При съёмке нет хлопка зеркала, в результате чего фотоаппарат издаёт меньше шума и на фотографих меньше вероятность получить смаз картинки.
  7. Можно снимать видео используя видоискатель.

Недостатками ЭВИ являются:

  1. Т.к. ЭВИ, это ещё один экран, который к тому же постоянно включен, ресурс заряда у камеры «съедается» быстрее, чем у классических зеркалок с ОВИ, разница по времени живучести, при условии, что будут использовать аккумуляторы одинаковой ёмкости, будет составлять порядка 30-50% (в некоторых случаях и больше, редко какая какая SLT камера сможет настрелять больше 1000 кадров от 1го заряда АКБ, у некоторых классических зеркалок этот показатель может достигать 2000+ кадров).
  2. У некоторых людей может возникать дискомфорт после длительной съёмки с ЭВИ, всё-таки ЭВИ — это экран, который имеет свою частоту обновления.
  3. Есть небольшой лаг, т.е. пользователь видит не совсем картинку в реальном времени, но в последних камерах этот лаг крайне мал, но на больших значениях ISO всё же заметен.
  4. Меньше разрешающая способность, чем у ОВИ т.е. могут быть видны пиксели, но опять же, в последних камерах это сведено практически к нулю.
  5. Пользователь не видит живую картинку, теряется душевность съёмки и т.д. В общем бредни фанатов ОВИ :)

Изучив плюсы и минусы электронного видоискателя, можно сделать вывод — ЭВИ однозначно более продвинутый видоискатель, со своими преимуществами и недостатками, исходя из которых каждый сможет сделать для себя выводы. Т.е., говоря коротко — ЭВИ или ОВИ — вопрос на 100% дело вкуса. 

P.S. А с учётом развития технологии фазовых датчиков на матрице, переход на ЭВИ и отказ от зеркала – дело двух-трёх поколений камер, причём это касается всех производителей.

Резонно может возникнуть вопрос, если ЭВИ — это по сути тоже самое, что и режим Live View, только в видоискателе, то нафига он вообще нужен? Ответ прост, во-первых, экран фотоаппарата на солнце может сильно терять контраст, и на нём практически ничего не будет видно, а, во-вторых, пользоваться видоискателем всё-таки привычнее, и хват камеры в этом случае более устойчивый.


 

Следующей, не менее важной чем ЭВИ, особенностью камер Sony, является матричный (отключаемый, если нужно) стабилизатор изображения, это означает, что в зеркальных камерах Sony любую (даже мануальную советскую, при наличии переходника с чипом) оптику можно сделать стабилизированной.  Матричный стабилизатор используется для тех же целей, для чего используется и оптический (который устанавливают внутри объектива) —  компенсирование дрожания камеры во время съёмки, только в оптическом стабилизаторе эту роль выполняет специальная линза в объективе, а в матричном — сама матрица. При обсуждении методов стабилизации возникает множество споров, какой же из типов стабилизатора лучше, практически каждый в этом вопросе придерживается своего мнения, но в целом, можно сделать вывод, что стабилизаторы работают примерно одинаково, по-этому, встроенный стабилизатор изображения — это не просто особенность, это преимущество камер Sony.


 

Следующие особенности камер вытекают из полу-прозрачного зеркала. Во-первых, благодаря тому, что зеркало не нужно каждый раз поднимать и опускать, существенно выросла скорость камер, даже в младшей в линейке A37 она составляет 7 кадров в секунду. Во-вторых, что уже было отмечено при рассмотрении плюсов ЭВИ, камеры Sony работают заметно тише так как нет хлопка зеркала и на них меньше вероятность получить смаз. А, в-третьих, фазовый автофокус доступен в режиме видео, чем в настоящее время среди конкурентов может похвастаться только Canon EOS 70D и Canon 7D Mark II.

Но, как и положено :),  у полупрозрачного зеркала есть и небольшой недостаток, из-за того, что камера порядка 25% света всё-таки отражает на датчик фазового автофокуса, приходится эти 25% чем то компенсировать,  и в условиях с плохой освещённостью, это что-то — это  светочувствительность (ISO), т.е. говоря более простым языком, чтобы на Sony получить такой же по яркости снимок, как на классические зеркальные камеры конкурентов, нужно ставить бОльшие значения ISO. Благо сейчас рабочие ISO у камер очень высоки, но тем не менее небольшой неприятный осадок остаётся.


 

Во всех зеркальных камерах Sony есть «отвёртка», что позволяет устанавливать старую и не дорогую (но очень хорошую!) оптику Minolta AF даже на младшие камеры. Но это скорее преимущество перед зеркалками Nikon, у которых отвёртка отсутствует в младшей линейке камер (D3xxx и D5ххх серии).


 

Ну и последнее, но не в последнюю очередь — цвет! Камеры Sony имеют свой, весьма приятный и насыщенный цвет. Здесь нельзя однозначно сказать, минус это или плюс, это просто факт, кому то этот цвет нравится, кто-то считает его излишне насыщенным, дело вкуса.

 

С особенностями камер мы ознакомились, теперь рассмотрим наиболее частые причины и мифы, из-за которых люди не хотят брать камеры Sony,  и попробуем в них разобраться.

 

1. Низкая доступность самих камер, оптики, аксессуаров и прочего.

Действительно, в магазинах любого города, встретить фото технику Sony можно куда реже, чем фото технику Nikon или Canon, а человек, по сути, существо ленивое, и в большинстве случаев останавливается на варианте «ну, нет так нет», и это не верный подход. Во-первых, существует множество интернет магазинов, которые в подавляющем большинстве могут отправить товар в любой город. Во-вторых, у Sony есть собственный интернет магазин, прям на официальном сайте — https://store.sony.ru/ , который отправляет товар практически в любой город и при покупке даёт дополнительную гарантию. В-третьих, есть огромный форум Sony, на котором есть барахолка, где можно найти много чего — http://sony-club.ru/forum.php, и где продавцы часто отправляют товар в другие города. Ну, и наконец, есть зарубежные интернет магазины и аукционы (ebay, aliexpress и т.д), где можно купить множество разных аксессуаров и объективов.

2. Низкая востребованность на вторичном рынке. Низкая ликвидность.

Почему-то этот вопрос волнует многих. Т.е. люди, покупая технику, сразу же думают, а за сколько же её можно будет продать через год-два, и как быстро её можно будет продать. Люди крайне редко рассматривают вариант, что техника за время эксплуатации может разбиться, может в итоге остаться резервной, может быть вообще подарена, НЕТ, куда важнее то, что купив «тушку» Sony за 50 тысяч рублей, через 2 года использования её можно будет продать всего лишь за 20-25 тысяч, а не за 25-30, как более востребованные Nikon или Canon. Так вот, возможно кто-то и расстроиться, но это действительно так, продать фото технику Sony сложнее (особенно если продавать только в своём городе), и при продаже скидку на неё придётся делать больше, но, лично я, не вижу поводов для беспокойства, и считаю, что важнее купить то, что действительно подходит, нежели переживать из-за потери лишних 5 тысяч в год в случае продажи своей камеры.

3. У камер Sony хуже качество камер и оптики и малое разнообразие этой самой оптики.

Владельцы камер Sony, прочитав этот пункт, сейчас скорее всего усмехнулись т.к. они то знают правду :). Для всех остальных, сейчас попробуем разобраться, начнём с камер. Во-первых, Sony — крупнейший в мире производитель матриц, многие производители (да тот же Nikon) используют в своих фотоаппаратах матрицы производства Sony, и если посмотреть рейтинг DXOmark, то можно заметить, что камеры Sony занимают в нём очень высокие места. Во-вторых, по надёжности эти камеры не уступают другим производителям, и ресурс затвора заявленный производителем весьма высок. Ну, а в-третьих, у Sony есть горячая линия тех поддержки, и в случае неисправности, компания пришлёт курьера, который заберёт камеру и отправит её в сервисный центр (в большинстве крупных городов сервисный центр Sony есть, и можно обратиться туда самостоятельно). Теперь по оптике, во-первых, у Sony есть своя линейка оптики, которая выпускается под брендом Sony. Во-вторых, у Sony есть АВТОФОКУСНАЯ линейка оптики Carl Zeiss, которая выпускается под брендом Sony. В-третьих, вся оптика Minolta AF использует байонет А (это байонет, который используется во всех зеркальных камерах Sony, который собственно компанией Minolta и был создан, а позже был выкуплен компанией Sony), а это очень приличный и разнообразный парк оптики. В-четвёртых, сторонние производители (такие как Sigma, Tamron, Samyang и т.д) так же выпускают свои объективы и под зеркальные фотоаппараты Sony. Ну, и наконец, существует множество переходников, которые позволяют ставить оптику под другие байонеты на байонет Sony A, и работа с этими объективами, благодаря матричному стабилизатору и фокус пикингу становится весьма приятной. Про конкретные модели объективов, мы поговорим в следующих статьях, в данной же статье нужно понять лишь одно, парк оптики на Sony не менее богат, чем у других производителей. Пожалуй единственной проблемой у Sony является то, что у неё мало компромиссной оптики, и нет многих востребованных объективов, типа не дорогого полнокадрового 35мм со светосилой 1.8-2 или не дорогого 85мм со светосилой 1.8.

4. У Sony нет профессиональных решений для репортажа.

Что правда, то правда! У компании Sony, кроме совсем новой кропнутой камеры A77 mark II  просто нет достойных камер для съёмки репортажа, а в полнокадровом секторе и вовсе нет конкурентов против Nikon D4s и Canon 1Dx. Более того, в линейке объективов Sony крайне мало пыле-влагозащищённой оптики, лично я, кроме нового кропнутого Sony 16-50mm f/2.8, Sony Carl Zeiss Planar T* 50mm f/1.4 ZA SSM, и парочки топовых теле-зумов, ничего больше и не вспомню, даже оптика Carl Zeiss, кроме указанного выше полтинника, не имеет пыле-влагозащиты. Более того, из-за ЭВИ, с камерами Sony не получится снимать репортаж столь же долго, сколько с камерами конкурентов. В общем, если нужен профессиональный инструмент для репортажа, о фотокамере Sony, на данном этапе, лучше и не думать, если конечно Вас не устроит кропнутая камера в лице A77-II и не будет достаточно той пылевлагозащищённой оптики, что есть. Но и с A77-II нужно учитывать тот факт, что видеть картинку в реальном времени при серийной съёмке Вы будете только в режиме — 3 кадра в секунду, режимы 8 и 12 кадров будут показывать слайдшоу из уже отснятых кадров, что несколько затрудняет слежение за объектом. Впрочем, кто снимал на D4 или 1Dx, знают, что при скорости 11-12 кадров в секунду, зеркало фигачит так быстро, что в видоискатель всё-равно мало что успеваешь увидеть :).

5. Техника Sony (в частности фототехника) стоит необоснованно дорого.

Прежде чем опровергнуть или подтвердить этот аргумент, я возьму официальные рекомендованные цены на объективы одного класса (на начало января 2015 года) и сравню их, я возьму 3 наиболее востребованных категории (топовый стандартный зум,  топовый портретник и среднеценовой полтинник). Цены взяты с официальных сайтов (www.usa.canon.com, www.nikonusa.com и store.sony.com) в долларах (т.к. курс сильно скачет и цены в рублях меняются чуть-ли не каждый день):

1. Стандартный светосильный зум.

Zooms

  • Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM — 1999$
  • Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor — 1890$
  • Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*24-70mm f/2.8 ZA SSM — 2000$

2. Топовый фикс портретник:

portret

  • Canon EF 85mm f/1.2L II USM — 2100$
  • Canon EF 135mm f/2L USM — 1049$
  • Nikon 85mm f/1.4G AF-S Nikkor — 1700$
  • Sony Carl Zeiss Planar T*85mm f/1.4 ZA  — 1700$
  • Sony Carl Zeiss Sonnar T*135mm f/1.8 ZA — 1800$

3. Средний фикс полтинник:

50mm-1.4

  • Canon EF 50mm f/1.4 USM — 400$
  • Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor — 485$
  • Sony 50mm f/1.4 — 450$

И вот тут, большинство возразят, да как так то, как можно сравнивать между собой разные объективы, и это БИНГО! Прежде чем говорить, что одна система дороже другой, нужно сначала определиться с парком нужного оборудования, а потом уже смотреть цену, но в итоге, всё-равно окажется, что при равном уровне оборудования, ценовой выбор системы не важен, итоговые затраты будут примерно одинаковые (при условии, что Вам нужно больше чем набор из 1 фотоаппарата и 1 объектива :) ) . Да, есть исключения, и определённый объектив у одной системы стоит намного дороже конкурентов, но это лишь исключения, и в этом случае нужно просто поискать альтернативу либо среди объективов этой же системы, либо среди объективов сторонних производителей. С камерами тоже самое, за примерно равную стоимость, Вы получите камеры примерно равного класса, но каждая из них будет иметь свои особенности.

 

Все остальные аргументы и мифы, это уже дело вкусовщины, и разбирать их смысла нет.

 

На этом общее знакомство с зеркальными камерами Sony заканчивается. Надеюсь данная статья поможет разобраться в концепции SLT камер Sony, и сделать выводы для себя, исходя из полученных знаний, а не исходя из советов продавцов или друзей-фотографов, ведь первые чаще всего хвалят то, что им выгодно, или что лучше знают, а вторые чаще всего советуют то, что у них. При этом, ни первые, ни вторые, обычно не пытаются разобраться в других системах. Статья сделана не для того, чтобы показать, что зеркальные камеры Sony лучше, нет, статья больше для того, чтобы показать, что система Sony просто не хуже, она другая, и как и Canon и Nikon имеет свои плюсы и минусы.

В следующих статьях будет рассмотрена линейка актуальных SLT камер Sony, а так же линейка объективов, ждите обновлений на сайте!

 

Спасибо за внимание! Если возникли вопросы, отзывы или Вы со мною не согласны, пишите в комментариях ниже или в группе Вело-Фото вКонтакте (ссылка есть в начале страницы в колонке справа).

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:

  • Mikhail Kim

    Насчет пылевлагозащищенных объективов для проф.репортажа вы конечно маху дали! :)
    Все G-объективы пылевлагозащищенные так же как и все полнокадровые аппараты (А99) точно.

    • 16-35/2.8 и 24-70/2.8 только в конце прошлого года обновили, добавив им пылевлагозащиту. А по-поводу самих камер, я не писал по их пылевлагозащите, камеры не подходят для профессионального репортажа по другой причине.

  • Николай

    Спасибо!Полезная статья!

  • VG

    Полезная статья… для выбирающих систему!

    С Никона ушёл из-за раб.отрезка — чужую оптику сложно применить без «шаманства». Кенон из-за сложно-моторно_электронной оптики и цены её отпал…Пентакс редкость, уровня К-7Д, Н-7100, С-А77_2 нет.. Получилась Минольта в виде Сони!

    А как перевести на англо-немецкий это: «знают, что при скорости 11-12 кадров в секунду, зеркало фигачит так быстро…»?

    • Спасибо за отзыв!

      По-поводу перевода фразы «знают, что при скорости 11-12 кадров в секунду, зеркало фигачит так быстро», насколько я понял, сложности возникли со словом «фигачит»? :)
      Фигачит — значит работает (поднимаетсяопускается). Т.е. при скорости в 11-12 кадров в секунду, зеркало поднимается и опускается так быстро и часто, что в видоискатель только и видно это зеркало, а не изображение.

  • Сергей

    Спасибо,хорошая статья.
    Я когда себе камеру выбирал,много статей и форумов перелапатил,по крупицам собирая информацию по камерам.Технология SLT и Эви победила.