Выбор объектива для зеркальной камеры Nikon. Часть 1 (штатник, универсальный зум).

Выбор объектива для зеркальной камеры Nikon. Часть 1 (штатник, универсальный зум). Привет.

Данная статья не столько о выборе объектива, сколько о том, для каких именно целей служит тот или иной объектив, весь модельный ряд объективов затронут не будет, ибо он довольно обширен, и некоторые объективы очень специфичны, речь пойдёт лишь о наиболее актуальных моделях (с парой исключений). Аналогично статье по выбору фотоаппаратов, рассматриваться будут только модели, которые есть в свободной продаже. Статья периодически дополняется и обновляется. В начале статьи указана дата последнего обновления. Начнём.

*Статья обновлена в октябре 2015 года.

1. Штатный объектив.

Чаще всего штатным объективом называют тот, который идёт в комплекте с камерой (Китовый), в линейке камер Nikon, таких объективов всего 4, рассмотрим каждый из них:

 

  • Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX NIKKOR
Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX NIKKOR
Длина — 79,5 мм; Вес — 265 гр; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Комплектный объектив к недорогим камерам (D3100, D3200, D5100, D5200), имеет 3х кратным зум, бесшумный мотор фокусировки, неплохую резкость. На этом его достоинства заканчиваются. В остальном, это дешёвый объектив, с довольно слабым показателем светосилы, добиться на нём фотографий с красивым боке (размытым задним фоном) практически невозможно. Рекомендовать этот объектив можно только людям, которые свято верят в то, что взяв зеркальную камеру, они получат сразу хорошие фотографии, а также верят в домовых, ведьм и русалок :). Безусловно, в интернете можно найти много хороших фотографий, сделанных на этот объектив, но, в подавляющем большинстве случаев, они сняты людьми, которые занимаются фотографией уже какое-то время, и умеют снимать.

Объектив бывает двух версий, VR и VR II. Вторая версия отличается более компактными размерами в сложенном состоянии, и более эффективной системой стабилизации, оптически объективы идентичны. При возможности, лучше выбирать вторую версию.

P.S. Правда одно достойное применение у этого объектива есть, он очень не плох в качестве дешёвого широкоугольника. На 18мм, с зажатой до f/5.6-8 диафрагме, он способен выдавать приличный результат.

  • Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX NIKKOR (18-140mm f/3.5-5.6G ED)  
Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX NIKKOR
Длина — 89 мм; Вес — 420 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Этими объективами чаще комплектуют более дорогие фотоаппараты с матрицей кроп фактора (D90, D7xxx серия), иногда можно найти его в комплекте и к младшим моделям. В отличии от предыдущей модели, он имеет кратность зума равную 5.8(7.8, в случае с 18-140), в остальном этот объектив похож на предыдущий, он так же довольно резкий, в нём установлен бесшумный ультразвуковой мотор автофокуса, в отличии от младшего «брата» на этом объективе можно получить довольно не плохое боке (если снимать на фокусном порядка 85 — 140). В целом это весьма неплохой вариант в качестве первого объектива, во-первых, он практически универсален, а во-вторых, позволяет получить весьма симпатичные кадры. Брать этот объектив отдельно, за его цену порядка 11-15 тысяч рублей стоит только в том случае, если Вы ещё не знаете, что будете снимать, в остальных случаях лучше взять что-то более узконаправленное, но более качественное.

  • Nikon 24–85 мм f/3,5–4,5G ED VR AF-S NIKKOR 
Nikon 24–85 мм f/3,5–4,5G ED VR AF-S NIKKOR
Длина — 82 мм ; Вес — 465 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

Этим объективом комплектуются полнокадровые камеры, по сути 24-85 для полного кадра является тем же, чем 18-55 является для кропа, почти такие же  фокусные расстояния, такая же светосила. Из плюсов объектива можно отметить всё то, что характерно для всех объективов данного класса, резкий и тихий. На полнокадровой матрице будет давать более-менее красивое боке и чуть меньшую глубину резкости. Брать данный объектив для кроп камеры — не рекомендую, для таких характеристик дороговат он на кроп, рационально его купить только если уверены, что скоро перейдёте на полный кадр.

  • Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR 
Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR
Длина — 103,5 мм; Вес — 710 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Относительно новый, довольно дорогой штатник для полнокадровых камер. Имеет постоянную светосилу равную 4, пыле-влагозащиту, тихий ультразвуковой мотор. Линза очень не плохая, с хорошей передачей цвета, резкая, с довольно неплохим боке на дальнем конце, разве что не очень быстрая, не репортажная. Для полного кадра — очень хороший выбор в качестве штатника, для кропа есть более дешёвые аналоги, пусть и без постоянной светосилы. Несмотря на универсальность, объектив не популярен среди владельцев полнокадровых камер Nikon.

 

Так же штатным можно назвать объектив, который имеет «универсальное» фокусное расстояние (т.е. не слишком широко, и не слишком далеко), в линейке Никона можно выделить несколько таких объективов:

 

  • Nikon 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX NIKKOR
Nikon 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX NIKKOR
Длина — 85 мм; Вес — 485 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Достаточно дорогой объектив для неполнокадровых камер. По своим оптическим характеристиками и картинке он незначительно лучше чем 18-55, и брать его стоит только в том случае, если Вам нужен компактный объектив, который имеет фокусные расстояния чуть больше чем у кита, или если Вы купили камеру без объектива, и хотите именно такой диапазон фокусных расстояний. В остальных случаях — неоправданно дорогое стекло, без каких-либо серьёзных преимуществ.

  • Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR AF-S DX NIKKOR
Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR AF-S DX NIKKOR
Длина — 85,5 мм; Вес — 480 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

Преемник объектива 16-85mm f/3.5-5.6G. Объектив на 2/3 ступени выше по светосиле, имеет нано-кристаллическое покрытие, снижающее блики и электромагнитную диафрагму, которая позволяет отрабатывать более высокую серийную съёмку, но не работает на старых камерах. Объектив позиционируется компанией как профессиональный кит для кропнутых камер. Объектив шустрый, резкий (особенно в центре), имеет эффективную систему стабилизации и вообще смотрится по совокупности характеристик более интересно, чем его предшественник. Но есть одно большое НО — цена. Если предыдущий объектив довольно посредственный, и не оправдывает свою цену, то этот объектив довольно не плох, но совсем не оправдывает свою цену. 

  • Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX NIKKOR
Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX NIKKOR
Длина — 110.5 мм; Вес — 755 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Дорогой, тяжёлый, профессиональный среднефокусный объектив для неполнокадровых камер. Благодаря большой светосиле хорошо подходит для съёмок в помещении без вспышки, так же хорош для каких то общих планов, для репортажей. Как и у всей профессиональной техники заявлена пыле-влагозащита. Покупка этого объектива должна быть осознанной, вы должны точно понимать, для чего Вам этот объектив. Если же Вас просто устраивает кит, но хочется получить более качественную картинку, то у сторонних производителей есть аналог этому объективу за куда меньшие деньги, например Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon. Я вообще то не очень отношусь к объективам сторонних производителей, но, это один из тех редких случаев, когда сторонний объектив практически не уступает по качеству, а стоит заметно дешевле. Внимание — у 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX NIKKOR нет стабилизатора изображения, на выдержках длиннее чем 1/эффективное фокусное расстояние, снимать нужно  аккуратно.

  • Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR
Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S NIKKOR
Длина — 133 мм; Вес — 900 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Это наверно самый востребованный профессиональный репортажный объектив для полнокадровых фотоаппаратов. Очень резкий, очень быстрый, очень точный, очень… не дешёвый :). Идеально подходит для съёмки в помещениях, клубной съёмки, съёмки спорта. Несмотря на светосилу f/2.8 у него довольно скучный рисунок, объектив больше технический, нежели художественный. Покупать следует только если у Вас полнокадровый фотоаппарат, на кропе он превратиться в некий теле объектив, да и цена выше любой кроповой тушки Никона. В объективе, аналогично предыдущему, нет стабилизатора изображения.

Данный объектив пришёл на смену очень удачному Nikkor AF 28-70mm f/2.8D, который многие, к слову заслуженно, считают более удачным, нежели 24-70. Просто 24-70/2.8G — он более репортажный и техничный, а 28-70/2.8D, он с небольшим намёком на художественность.

Кстати, а 28-70mm f/2.8D пришёл на смену объективу Nikon AF 35-70mm f/2.8D, который тоже является очень хорошим объективом, особенно учитывая то, за сколько его можно сейчас купить. Правда он оптически уже послабее своих преемников.

 

Штатные фиксы!

Штатным объективом не обязательно должен быть зум, да, зум удобнее, да, зум универсальнее, да, зум выглядит кошернее, но, во-первых, практически любой, даже самый дешёвый фикс, по качеству картинки превосходит практически любой, даже самый дорогой зум, а во-вторых, штатные фиксы стоят дешевле, нежели хорошие штатные зумы. Среди штатных фиксов выбор не велик , их всего 5, причём по фокусным расстояниям их всего 2 — 35мм и 50мм, рассмотрим их подробнее :

 
  • Nikon 50mm f/1.8D AF NIKKOR
Nikon 50mm f/1.8D AF NIKKOR
Длина — 39 мм; Вес — 160 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Самый дешёвый и лёгкий фикс у Никона, фокусное расстояние — 50мм, встроенного мотора автофокуса нету, по-этому автофокус возможен только с фотоаппаратами, в которых есть встроенный в фотоаппарат привод, так называемая «отвёртка» (D80, D90, D7ххх серия, D6хх серия, D7хх серия, D8xx серия, D3, D4 и т.д). Объектив резкий, с приятным боке, но не без недостатков. Во-первых, есть весьма не малая вероятность бэк и фронт фокуса (особенно на дальних дистанциях фокусировки), во-вторых, в объективе есть подвижные части при фокусировке, что делает его не лучшим пыле и влагозащищённым объективом, а в-третьих, его никак нельзя назвать тихим. Объектив полнокадровый, покупать его на фотоаппараты с кроп матрицей не рекомендую, получится больше портретный объектив, нежели штатник. На полнокадровом фотоаппарате очень хорош для съёмки в помещениях, для портретов по пояс, но купить лучше сразу G версию, о ней ниже.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 50mm f/1.8G AF-S NIKKOR
Nikon 50mm f/1.8G AF-S NIKKOR
Длина — 52,5 мм; Вес — 185 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Пожалуй лучший «полтинник» Никона,  не дорогой, бесшумный, очень быстрый по автофокусу, с внутренней фокусировкой, работает на всех фотоаппаратах. По резкости объектив не уступает D версии, при этом имеет более пластичный рисунок (хотя некоторым он может показаться более скучным). Идеальный вариант для всех полнокадровых камер.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 50mm f/1.4D AF NIKKOR
Nikon 50mm f/1.4D AF NIKKOR
Длина — 42,5 мм; Вес — 230 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Более светосильный «полтинник». Объектив более компактен, нежели объективы G версии, и достаточно быстро фокусируется. Объектив не имеет встроенного мотора, поэтому работать будет только на фотоаппаратах, в которых есть «отвёртка». Объектив шумный при фокусировке, и с выезжающим «хоботом». В отличии от версий с f/1.8, этот объектив менее резкий, а на матрицах с высоким разрешением (как у D8xx серии), на открытой диафрагме заметно софтит.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 50mm f/1.4G AF-S NIKKOR 
Nikon 50mm f/1.4G AF-S NIKKOR
Длина — 54 мм; Вес — 280 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Тоже самое, что и предыдущий объектив, только G серии, т.е. с ультразвуковым мотором автофокуса. Объектив самый медленный по скорости автофокуса, среди автофокусных «полтинников» Никона. Объектив менее резкий, чем версии с f/1.8, но зато имеет более интересный рисунок.  Брать стоит в том случае, если f/1.4 критична (или сильно хочется :) ), в остальных случаях хватит 1.8 версии. На матрицах с высоким разрешением (D8xx серия) у объектива не всегда хватает оптического качества, т.е. для достижения максимальной резкости, придётся немного прикрывать диафрагму.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 58mm f/1.4G AF-S NIKKOR
Nikon 58mm f/1.4G AF-S NIKKOR.
Длина — 70 мм; Вес — 385 г; Диаметр под фильтр — 72мм.

Довольно специфический объектив. С одной стороны он почти что обычный полтинник, а с другой стороны, очень узконаправленная вещь. Всё дело в том, что оптическая схема данного объектива специально разработана для коррекции Комы (это когда точки, по углам кадра, приобретают нежелательное свечение, и превращаются из точек, в этакие кривые ромбы), в связи с чем, объектив идеально подходит для съёмки звёзд (астро-фотографии). Кроме того, у этого объектива, в отличии от других «полтинников», очень хороший контроль хроматических аберраций, что также полезно в некоторых ситуациях. Объектив резче чем 50/1.4G и 50/1.4D, но всё-равно, для портретов не будет идеальным выбором, т.к. создан для другого. Покупать этот объектив как альтернативу «полтиннику» ни в коем случае не стоит, для повседневных задач разницы практически не заметите, а по стоимости, он в 4-5 раз дороже, чем 50/1.4G.

  • Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX NIKKOR
Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX NIKKOR
Длина — 52,5 мм; Вес — 200 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Объектив под неполнокадровые зеркальные камеры, на которых эквивалентное фокусное расстояние будет составлять как раз  50мм (52.5мм, если точнее), ну, а для чего нужен 50мм, вы уже знаете :). Маст хэв для всех владельцев кроп фотоаппаратов, объектив хорош оптически и даёт приятный мягкий рисунок. На полном кадре будет работать с небольшой виньеткой на открытой диафрагме, на закрытой диафрагме чёрные пятна по углам усилятся. Объектив имеет среднюю скорость фокусировки, для съёмки спорта её может быть не достаточно.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 35mm f/2.0D AF NIKKOR
Nikon 35mm f/2.0D AF NIKKOR
Длина — 43,5 мм; Вес — 205 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Полнокадровая «тридцатьпятка». До недавнего времени, была единственным доступным вариантом 35мм объектива для полного кадра. Объектив не имеет встроенного мотора автофокуса, и работать будет только на «тушках» с «отвёрткой». Объектив ценится за интересный рисунок, относительно быструю фокусировку и компактный размер. Из недостатков можно отметить не высокую резкость на открытой диафрагме. Для кропа брать однозначно не стоит (хотя… если нравится рисунок, то почему бы и нет), лучше взять более дешёвый f/1.8G DX, для полного кадра стоит покупать в том случае, если не нужно максимальное оптическое качество на открытой диафрагме. В общем, неплохо подойдёт для съёмки не крупных портретов, а если зажать диафрагму, то и для пейзажей.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 35mm f/1.8G ED AF-S NIKKOR
Nikon 35mm f/1.8G ED AF-S NIKKOR
Длина — 71,5 мм; Вес — 305 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Относительно «свежий» объектив. Тот же 35f/1.8G DX, только для полного кадра. Объектив, в отличии от предыдущих 35мм объективов, несколько больше по габаритам, но при этом всё равно не большой. Объектив имеет отличное оптическое качество, и очень быструю фокусировку, подойдёт для съёмки спорта (если не смущает, что это фикс). Кроме того, в объективе есть элемент из низкодисперсионного стекла ED, который снижает количество хроматических аберраций. Если Вам нужен оптимальный 35мм объектив для полного кадра, этот будет лучшим выбором, для кропа смысла брать нету, он незначительно выигрывает у DX версии.

На сайте есть обзор этого объектива — ССЫЛКА НА ОБЗОР!

  • Nikon 35mm F1.4G AF-S NIKKOR 
Nikon 35mm F1.4G AF-S NIKKOR
Длина — 89,5 мм; Вес — 600 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Дорогой, тяжёлый, профессиональный объектив, используется в основном как широкоугольник для полнокадровых фотоаппаратов, для съёмки портретов и съёмки при недостаточном освещении. Можно использовать в качестве штатного на кропе, но это не оправданно дорого. Скорость фокусировки у объектива средняя, т.е. объектив не репортажный.

 

2. Универсальный зум.

Данные объективы так же можно назвать «ультразум», конечно это не 30+ кратное увеличение, но коэффициент 10+ этим объективам характерен. Такие объективы, как правило, по качеству не уступают штатным китовым зумам (за исключением 24-120 f/4 конечно же), но при этом имеют больший диапазон фокусных расстояний и являются практически идеальными объективами для путешествий (тревел-зум), какой то городской съёмки и не сложных репортажей, этих объективов всего 3, рассмотрим их:

 

  • Nikon 18-200mm f/3.5-5.6 G ED VR II AF-S DX NIKKOR 
Nikon 18-200mm f/3.5-5.6 G ED VR II AF-S DX NIKKOR
Длина — 96,5 мм; Вес — 565 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

Отличный универсальный зум для камер кроп фактора, 11,1 кратный зум, качественная оптика, система подавления вибраций, тихий мотор фокусировки, объектив достаточно быстрый, резкий, на дальнем конце можно получить весьма симпатичные кадры. Если Вы не готовы носить с собой несколько объективов, любите универсальность, мобильность, то это Ваш выбор. Единственным недостатком, как и любого объектива данной группы, является то, что на матрицах с большим разрешением может немного подмыливать картинку, но с этим ничего не поделать, да и это не столь критично.

  • Nikon 18–300mm f/3,5–5,6G ED VR AF-S DX NIKKOR (18-300mm f/3.5-6.3 G)
Nikon 18–300mm f/3,5–5,6G ED VR AF-S DX NIKKOR (18-300mm f/3.5-6.3 G)
Длина — 120 мм; Вес — 830 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Тоже самое, что первый вариант, только кратность зума увеличена до 16,7, ещё более универсальный вариант чем предыдущий, правда стоит заметно дороже. На фокусном близким к 300 уже идёт падение резкости, но до 250-260 вполне рабочий. Если нужен самый большой диапазон фокусных расстояний для зеркальной камеры кроп фактора — это Ваш выбор.

Недавно компания обновила этот объектив, выпустив версию со светосилой f/3.5-f/6.3. Новая версия более лёгкая, дешёвая и оптически она лучше. Новая версия объектива вышла в связи с конкуренцией со стороны других фирм, выпускающих аналоги. При возможности, лучше брать новую версию, несмотря на то, что она чуть-чуть хуже по светосиле на дальнем конце.

  • Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S NIKKOR 
Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S NIKKOR
Длина — 114,5 мм; Вес — 800 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

По сути этот объектив полный аналог первого, только для полнокадровых камер. Покупать его для кроп фотоаппаратов можно, только на кропе он становится не таким универсальным, ведь диапазон фокусных становится 42-450, да и по цене он чуть дороже, чем 18-200.

Данная версия пришла на замену объективу Nikon AF 28-200 mm f/3.5-5.6G IF-ED, который был так себе объективом, единственным его преимуществом была компактность.

 


 

На этом первая часть по выбору объективов для зеркальных камер Nikon заканчивается, продолжение читайте в статье Выбор объектива для зеркальной камеры Nikon. Часть 2 (ширик, телевик) и в статье Выбор объектива для зеркальной камеры Nikon. Часть 3 (портретник, макро).

 

Спасибо за внимание. Если у кого-то возникли вопросы, задавайте в комментариях.

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже: