Выбор вспышки к зеркальному фотоаппарату Nikon.

Nikon-Flash-Logo

Здрасьте.

В этой статье речь пойдёт об одном из самых незаменимых, и по-совместительству одном из самых бесполезных аксессуаров к зеркальному фотоаппарату — внешней вспышке. Для одних фотографов, вспышка — один из самых важных инструментов, другие  не используют вспышку вообще, так давайте попробуем разобраться, почему так происходит, ну и конечно же рассмотрим модельный ряд вспышек компании Nikon.

Итак, по порядку:

— Что такое внешняя вспышка вообще, и чем она отличается от внутренней?

Несмотря на то, что этот пункт можно расписывать долго, я уложу его в пару предложений. Внешняя вспышка — это вспышка, которая не встроена в камеру (с) Капитан очевидность :) Основным отличием от встроенной в фотоаппарат (помимо веса и размера конечно же), является её мощность, а так же возможность (в более старших моделях) направлять световой поток не прямо, как говориться, в лоб, а под углом, использовав тем самым отражённый, более мягкий, свет от потолка, стен, отражателей и т.д.

— В каких ситуациях может понадобиться внешняя вспышка?

Во-первых, внешняя вспышка просто незаменима при съёмке в помещениях, где света нет вообще, или света мало, а камера не вытягивает высокие рабочие значения iso. Во-вторых, внешнюю вспышку используют при студийной съёмке. В-третьих, внешняя вспышка является отличным помощником при клубной съёмке. И наконец, благодаря вспышке, можно снимать при ярком солнце в контр свете,  что позволит подсветить лицо модели и избавить фотографию от жёстких теней.

— А почему же многие фотографы стараются не использовать или используют внешнюю вспышку крайне редко?

Ответ на этот вопрос для каждого фотографа индивидуален, но пожалуй самое главное, внешняя вспышка вносит некоторые изменения в цвет, освещение, и «убивает» объём в фотографии. Если с последним ещё можно бороться путём добавления второго источника света, как постоянного, так и использованием второй вспышки, цвет можно вернуть в графическом редакторе, то изменённое вспышкой освещение, которое было в момент съёмки — не вернуть, именно по-этому многие фотографы предпочитают снимать на высоких значениях iso, а вспышку одевают лишь в самых крайних случаях.

На этом можно закончить вступительную часть, взять ситуацию, при которой вспышка нам нужна и приступить к обзору линейки вспышек компании Nikon. Скажу сразу, рассматриваться будут ТОЛЬКО РОДНЫЕ вспышки, более того, я бы вообще не рекомендовал бы покупать вспышки сторонних производителей, и тому есть причины, но о них позже, а пока приступим к рассмотрению актуальной линейки вспышек Nikon.

Nikon Speedlight SB-400

Nikon-SB-400
Ведущее число — 21 м при ISO 100; Вес — 127 г.

Младшая модель в линейке внешних вспышек Nikon. Питается от 2х батареек формата АА. Направление светового потока регулируется только на вертикальный угол (60, 75 и 90 градусов). Ведущее число вспышки — 21 м при ISO 100, и тут не лишним будет сделать небольшое пояснение, а что же такое ведущее число, и от чего оно зависит:

Ведущее число — это максимально возможное расстояние до объекта съёмки, при котором кадр будет правильно проэкспонирован, т.е. света будет столько, сколько необходимо для того, чтобы кадр не был недосвечен, или был недосвечен совсем чуть-чуть. Но, помимо того, что для разных значений ISO рабочее расстояние меняется, следует учитывать ещё то, что значение ведущего числа рассчитывается для диафрагмы равной f/1, следовательно, для значений выше, расстояние будет меньше. Величина, на которую изменяется ведущее число = √2 на каждый 1 шаг экспозиции (1 шаг экспозиции — величина, которая равна изменению количества света в 2 раза, т.е. говоря, что экспозиция поменялась на 1 шаг,  мы подразумеваем, что света стало больше или меньше в 2 раза).

Пример рассмотрим для этой же вспышки:

— 21 м при iso 100 и f/1, следовательно, при iso 200 ведущее число будет 21√2, т.е 29,6м, при iso 400 ведущее число будет 29,6√2, т.е. 41,7м, и дальше, при увеличении iso до 800, 1600, 3200, 6400 и т.д (т.е на одну ступень), расстояние будет увеличиваться в 1,41 раза (√2).

Тоже самое и с диафрагмой, каждое снижение светосилы на 1 шаг приведёт к уменьшению ведущего числа на √2, пример:

— 21 м при iso 100 и f/1, следовательно, при f/1,4 ведущее число будет 21/√2, т.е 14,8 м, при светосиле 2 ведущее число будет 14,8/√2, т.е. 10,5 м, и дальше, при прикрытии диафрагмы до f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16, f/22 (т.е на одну ступень) расстояние для правильного экспонирования кадра будет каждый раз уменьшаться в 1,41 раза относительно предыдущего.

Уж не знаю, понятно или не очень получилось рассказать о ведущем числе, но я старался написать как можно проще, проще, по-моему, уже некуда, теперь вернёмся к вспышке. Так вот, ведущее число 21, это примерно в 1.5-2 раза больше, чем у встроенной в камеру вспышки, а это значит, что с SB 400 можно снимать с расстояния в 2 раза большего или с меньшим в 2 раза показателем iso, чем с родной вспышкой, а изменение угла наклона позволяет получить отражённый от потолка свет, что является существенным преимуществом перед встроенной вспышкой (к слову, угол наклона так же влияет на ведущее число ). Зуммирующая головка вспышки находится на расстоянии 35мм, что является недостатком.

Кстати, о зуммирующей головке вспышки, зуммирующая головка — это своеобразный механизм, который позволяет, менять угол рассеивания света во вспышке, что приводит к более рациональному использованию заряда аккумуляторов, более продвинутые вспышки имеют зумирующую головку, которая работает в определённом диапазоне фокусных расстояний.

Дисплея в данной вспышке нету, как и режимов удалённого управления.

 

Nikon Speedlight SB-700

Nikon-SB-700
Ведущее число — 28 м при ISO 100; Вес — 360 г.

 Продвинутая вспышка компании Nikon, отличий от предыдущей вспышки — вагон и маленькая тележка. Помимо отличий в ведущем числе, в том, что головка имеет зум 24-120 мм, и может не только подниматься, а ещё и вращается на 360 градусов, отличий в наличии экрана, который показывает температуру вспышки, расстояние, которое актуально для выставленных настроек экспозиции и отображает кучу других параметров, вспышка имеет ряд функций, которые в некоторых ситуациях просто незаменимы. Во-первых, вспышка может работать в режиме высокоскоростной синхронизации (FP Mode), суть работы которого заключается в том, что вместо одного большого пыха, вспышка делает много очень быстрых в режиме мега стробоскопа :) (кстати, есть ряд источников, где написано, что вспышка делает не много очень быстрых вспышек, а наоборот, одну затяжную), что позволяет выставлять сколь угодно короткие выдержки в любых условиях, на всех камерах, которые поддерживают работу с этим режимом. Мощность светового потока при режиме высокоскоростной синхронизации падает, да и разряжается вспышка быстрее, но это не так важно, как та польза, которую может принести данный режим. Главным преимуществом режима FP Mode является то, что с ним можно снимать на улице в солнечный день, тем самым подсвечивая лица людей, стоящих в контровом свете солнца. Во-вторых, вспышка может работать дистанционно, работать она может как в ведомом режиме, «зажигаясь» от накамерной или другой вспышки, так и в ведущем, т.е. может сама «зажигать» другие вспышки. Ну, а, в-третьих, в 700й вспышке реализована хитрая защита от перегрева, которая увеличивает время перезарядки, при этом не выключая вспышку, что будет полезно для репортажной съёмки. Так же в этой вспышке есть много приятных мелочей, таких как встроенный козырёк отражателя, фильтры в комплекте, которые позволяют получать более точный баланс белого в различных условиях освещённости, вспышка имеет возможность изменения режима заполнения светом, имеет встроенную подсветку автофокуса, пыле-влагозащиту, а так же автоматическое определение на какую камеру она установлена, на полнокадровую или кроп. Питается вспышка от 4х батареек АА. В настоящее время 700ка является самой сбалансированной вспышкой Nikon, она подойдёт для любой любительской съёмки, а так же подойдёт не сильно требовательным профессионалам.

Nikon Speedlight SB-910

nikon-sb-910
Ведущее число — 34 м при ISO 100; Вес — 420 г.

Топовая профессиональная вспышка. В целом очень похожа на SB 700, за исключением большего ведущего числа (34 против 28), наличия режима стробоскопа, увеличенного до 17-200 диапазона зума и наличия разъёма под внешнее питание. В остальном, по функционалу, комплекту поставки, и возможностям — полный аналог 700ке. Вспышка рассчитана больше на профессионалов, отличий от младшей модели не много, а цена выше на треть.

Есть ещё такие вспышки как SB-600, SB-800 и SB-900, но это снятые с производства модели, по-этому в данной статье рассмотрены не будут, покупать эти вспышки есть смысл только за хорошую цену, и купить их можно уже только с рук. Отличий старых вспышек от новых не так много, 600ка например не может «поджигать» другие вспышки, а у 900ки нет продвинутой системы от перегрева, и по-этому она выключается чтобы остыть, что иногда очень не приятно, в остальном это аналоги современной 700ке и 910й.

 

 

А теперь  вернёмся к тому, почему не стоит покупать вспышки сторонних производителей.

  • Первое, и самое главное, вспышки сторонних производителей работают не стабильно!!! В одних и тех же условиях, с разницей между кадрами 2-3 секунды, может получиться так, что один кадр будет нормальный, а второй или недосвечен, или пересвечен, а может даже выйти так, что один будет недосвечен, а второй пересвечен, в итоге придётся больше времени тратить на обработку.
  • Второе, на родных вспышках, за счёт более точного замера, заряда аккумуляторов хватает на заметно большее число снимков, разница может достигать порядка 25-50%.

И первый, и второй пункт были проверены лично, я, как бывший владелец вспышки Nissin 622 mark2 и нынешней SB-700, могу со 100% уверенностью сказать, родная работает гораздо стабильее и дольше, на Ниссине аккумуляторы сели после 600 снимков, на Никоне после 980 были ещё живы (аккумуляторы одни и теже). Более того, на Ниссине было много испорченных вспышкой кадров (тупо пересветы и недосветы), на родной вспышке такого не было.

  • Третье, удалённое управление, FP Mode, информация об актуальном расстоянии съёмки для текущих настроек — обо всём этом на вспышках сторонних производителей скорее всего придётся забыть, а если сторонняя вспышка и будет поддерживать все эти функции, то стоить она будет почти как родная, при этом первые 2 пункта никто не отменял!

Собственно из-за этих 3х причин, покупать не родную вспышку — крайне не рекомендуется, особенно главной вспышкой, купить парочку не дорогих сторонних вспышек для создания нескольких дополнительных источников света — можно.

 

На сегодня всё, до новых встреч (с) Д.Ю.Пучков (aka Goblin) :)

 

автор: Игорь Гончаров.

 

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе  «О сайте».

 

Вы можете поделиться этой статьёй со своими друзьями, просто кликните на иконку Вашей любимой социальной сети ниже:
  • Александр

    Здравствуйте. У меня NIKON D5100, выбираю себе вспышку. Информации разной много но хочется взять раз и на долго. Подскажите, что можно взять чтобы можно было фотографировать с выдержками короче 1/250. Спасибо.

    • Игорь Гончаров

      Здравствуйте Александр. Для того, чтобы фотографировать с выдержками короче 1/250, необходимо чтобы вспышка и камера поддерживали режим высокоскоростной синхронизации (FP Mode), только в этом случае можно будет ставить очень короткие выдержки. Из актуальных моделей родных вспышек, эту функцию поддерживают две — SB-700 и SB-910, есть так же вспышки сторонних производителей с поддержкой данной функции, но их не много, и по моделям не подскажу, об отношении к не родным вспышкам писал в статье. Среди камер, которые сейчас есть на рынке, эту функцию поддерживают: D90, D7000, D7100, D600, D610, Df, D800, D4. Более младшие камеры, такие как D3100, D3200, D5100, D5200 и D5300 функцию FP Mode не поддерживают, по-этому, в Вашем случае, снимать со вспышкой на выдержках короче 1/200 (в D5100 максимальное время синхронизации именно 1/200, а не 1/250) не получится.
      По-поводу выбора вспышки, я бы советовал или 700ую или 910ую, в зависимости от используемых Вами фокусных расстояний, если Ваши объективы попадают в диапазон 24-120 мм, и Вы не планируете переходить на ультра широкоугольные объективы или теле объективы, то смело берите первую.